Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе
Тема: « Здоровый образ жизни»
Цель: актуализация и расширение знаний школьников о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.
2.Сформировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
3.Способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки, учебник, рабочая тетрадь, лепестки из цветной бумаги, картон, клей;
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
Наступило утро,
А за ним и день.
Верю, что удача
Постучится в дверь.
Если улыбнёмся,
В нашем дружном классе
Станет всем теплей!
-Улыбнитесь мне и друг другу.
-Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!
II. Актуализация знаний
- Ребята, какой большой раздел мы закончили изучать?
(Мы и наше здоровье)
-Давайте повторим пройденный материал слайд 2 (мы и наше здоровье)
Продолжите высказывания:
- Пищевод, желудок, кишечник – это… (пищеварительная система)
- Носовая полость, трахея, бронхи образуют…(дыхательную систему)
- Нервная система состоит из… (головного мозга, спинного мозга, нервов)
- Сердце и кровеносные сосуды – это… (кровеносная система)
III. Самоопределение к деятельности
-Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока
На зарядку становись,
Подтянись и улыбнись!
Надо спортом заниматься,
Упражняться, закаляться.
Начиная новый день,
Прогони хандру и лень.
А вот вредные привычки
Надо людям позабыть.
И здоровые детишки
Будут долго – долго жить!
- О чём мы с вами будем говорить на уроке?
Слайд 3 (журнал «Здоровый образ жизни»)
- Сегодня мы с вами поговорим о здоровом образе жизни
- Я приглашаю вас совершить путешествие по страницам журнала «Здоровый образ жизни».
-Как вы думаете, что мы узнаем из этого журнала?
-Странички журнала познакомят вас с правилами сохранения и укрепления здоровья, которые пригодятся вам в повседневной жизни. Вы узнаете, что значит вести здоровый образ жизни. К концу урока мы с вами создадим «цветок здоровья».
Слайд 4 (девиз урока)
-А пройдет наш урок под девизом:
Мы умеем думать,
умеем рассуждать.
Что полезно для здоровья,
то и будем выбирать!
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа.
-Очень часто бывает так, что люди хорошо знают правила сохранения и укрепления здоровья, но их не выполняют.
- Как вы думаете, будут эти люди здоровы?
- Правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто постоянно живёт по этим правилам, а не следует им от случая к случаю. О таком человеке говорят: «Он ведёт здоровый образ жизни».
- Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни – это когда человек не болеет, хорошо себя чувствует, полон сил)
- Что значит вести здоровый образ жизни?
(Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться, заниматься спортом, не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).
- Вести здоровый образ жизни – это значит выполнять ряд правил. Какие это правила, мы узнаем на страницах нашего журнала.
-Приклейте серединку цветка (кружок) на лист картона и запишите на нём «здоровый образ жизни».
-Итак, открываем первую страницу.
Слайд 5
Страница 1. Соблюдай чистоту!
- Послушайте отрывок из произведения.
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки ,
Убежали от тебя.
-Как называется это произведение? (Мойдодыр)
-Кто его автор? (Корней Чуковский)
-Чему оно учит? (нельзя быть грязнулей)
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания .)
Слайд 6 (словарь: что такое анограмма)
- Отгадайте анаграммы и вы узнаете друзей Мойдодыра.
млоы (мыло)
щтёка (щётка)
лмочака (мочалка)
лотенпоец (полотенце)
ашпумнь (шампунь)
Слайд 7 (картинки друзей Мойдодыра)
2. Работа с учебником с.150
-Какой вывод можно сделать? (нужно следить за чистотой своего тела, одежды, жилища).
-Запишите на первом лепестке правило и приклейте на лист картона.
Слайд 8
Страница 2. Правильно питайся!
-Ребята, все ли продукты, полезны для здоровья? (не все)
Слайд 9 (все ли продукты полезны?)
- К чему приводит неправильное питание?
- Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.
-Давайте вспомним, какое питание можно считать здоровым?
Слайд 10
3. Работа в парах.
- У вас на партах карточки с надписями продуктов питания. Зачеркните названия тех продуктов, которые неполезны или вредны для здоровья.
-Прочитайте названия продуктов, которые полезны для здоровья.
4. Работа с учебником с.151
- Какой сделаем вывод? (Каждый должен заботиться о правильном питании).
-Запишите на втором лепестке правило и приклейте на лист картона.
Слайд 11
Страница 3. Сочетай труд и отдых!
-Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.
5. Чтение стихотворения (ученики)
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в 7 часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку,
И убрать свою кроватку!
Душ принять, и завтрак съесть, А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных черных шин.
На уроках ты сиди и всё тихо слушай,
За учителем следи, навостривши уши!
После школы отдыхай: но только не валяйся,
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть выполнять задания.
Всё в порядке, если есть воля и старание.
- Чему учит это стихотворение? (соблюдать режим дня, сочетать труд и отдых)
-Ребята, а как вы сочетаете труд и отдых?
6. Работа с учебником с.151
- Какой сделаем вывод? (нужно научиться соблюдать режим дня, сочетать труд и отдых)
-Запишите на третьем лепестке правило и приклейте на лист картона.
Слайд 12 (физкультминутка)
V. Физкультминутка
Слайд 13
Страница 4. Больше двигайся!
5. Продолжение работы по теме урока
- По мнению учёных, ежедневные физические упражнения прибавляют в среднем 6-8 лет жизни. Однажды был поставлен эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней. И что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, пропал аппетит. Они стали плохо спать, снизилась работоспособность. А участники второй группы были бодры и чувствовали себя прекрасно.
- Какой можно сделать из этого вывод?
-Значит, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят пользу в том случае, если они включены в режим дня и выполняются систематически.
- Особенно полезны занятия спортом. Если систематически заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.
- Какими видами спорта можно заниматься летом? Зимой?
- Какие спортивные секции или кружки вы посещаете?
- Я предлагаю вам отгадать загадки о зимних видах спорта.
6. Загадки о зимних видах спорта
1.Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
2. На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
3. Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи)
4. Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне,
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лёжа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовётся … (Биатлон)
7. Работа с учебником с.151
- Какой сделаем вывод? (нужно больше двигаться)
- Запишите на четвёртом лепестке правило и приклейте на лист картона.
VI.Физкультминутка
Слайд 14
Страница 5. Не заводи вредных привычек!
- О каких вредных привычках идет речь?
- Об этом нам расскажут наши ученики
7. Выступления подготовленных учеников «Не заводи вредных привычек!»
1-й ученик. «Курение – опасно для нашего здоровья»
- Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма. Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится опасный яд – никотин и ещё много других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долгое время курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
Вывод: Дышать табачным дымом опасно для нашего здоровья.
2-й ученик. «О вреде алкоголя»
- Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.
Вывод: Алкоголь опасен для нашего здоровья.
3-й ученик. «Никогда не прикасайся к наркотикам!»
- Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотики раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – наркомания, вылечить которую очень трудно. Наркотик нарушает работу мозга и всего организма и в конце концов убивает человека. Распространение наркотиков – опасное преступление, за которое строго наказывают.
Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.
- Какой делаем вывод? (не заводи вредных привычек!)
- Запишите на пятом лепестке правило и приклейте на лист картона.
Слайд 15 (пословицы о здоровье)
- Много пословиц и поговорок сложено о здоровье.
8. Продолжите пословицы.
Чистота – залог …(здоровья).
Овощи – кладовая …(здоровья).
Курить – здоровью …(вредить).
Здоровье дороже …(денег).
В здоровом теле – здоровый …(дух).
Слайд 16 (пять шагов к здоровью)
- Посмотрите на пять шагов к здоровому образу жизни, которые вы можете сделать сами. И то будете вы делать эти шаги или нет, зависит от вас самих. От этого будет зависеть ваше здоровье.
1. Соблюдай чистоту!
2. Правильно питайся!
3. Сочетай труд и отдых!
4. Больше двигайся!
5. Не заводи вредных привычек!
- Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Слайд 17 (игра)
9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я называю двустишие, если вы с ним согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если не согласны – молчите.
1. Кто из вас всегда готов Жизнь прожить без докторов? 3. Кто из вас не ходит хмурый, Любит спорт и физкультуру? 5. Кто из вас, из малышей, Ходит грязный до ушей? | 2. Кто не хочет быть здоровым Бодрым, стройным и веселым? 4. Кто мороза не боится, На коньках летит, как птица? 6. Кто согласно распорядку, Выполняет физзарядку? 7.Кто любит в классе отвечать, И пятерки получать? |
VII. Итог урока
Слайд 18 (вывод)
- Сегодня мы с вами перелистали страницы журнала «Здоровый образ жизни».
- Давайте проверим себя и ответим на главный вопрос: что значит вести здоровый образ жизни? (Чтение вывода со слайда (учебника))
- Быть здоровым – это быть бодрым, весёлым, работать с хорошим настроением. Необходимо беречь здоровье: соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься спортом, не заводить вредных привычек, сочетать труд и отдых.
Слайд 19 (рефлексия)
VIII. Рефлексия.
Я узнал(а)…
Я буду...
Я не буду...
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание:
Стр.150-153, РТ № 1,2.
Слайд 20-21 (итог)
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить,
Но чтобы стали все мечты возможны
Должны мы все здоровье сохранить.
11