Тема: «Осень».
Тип занятия: праздник.
Форма проведения: беседа с элементами игровых технологий
Цель: способствовать знакомству детей с приметами осени, учить отличать овощи от фруктов, развивать речь, координацию, память, внимание, воспитывать доброе отношение к природе и друг к другу.
Задачи:
Образовательные – создать условия для уточнения знаний детей о приметах осени, показать, что природа прекрасна в любое время года.
Развивающие - способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к природоведению как науке, любознательности, бережного отношения к природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, развивать способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, выбирать, перерабатывать и систематизировать нужную информацию, выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
Используемые методы:
- словесный;
- наглядный.
Использованные технологии:
- развивающего и проблемного обучения,
- игровые,
- сотрудничества.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, музыка (1-для песни «Ёжик-почтальон», 2-для танца (физ.минутка), 3-«Осень хороша» (для входа осени), 4-для частушек, 5-для песни «Если с другом вышел в путь»), корзинки для Осени (яблоки, пряники в виде кленовых листьев), карточки-картинки с изображением животных для сенсорных крестов, для частушек (карточки с изображением капусты, огурца, свёклы, морковки, подсолнуха, смородины, чеснока), карточки с информацией, графическая доска и маркер (для зрительных меток), карточки для групп по изготовлению хлеба, пирог (для родителей).
Рекомендации: возраст обучающихся - младший школьный.
Данное занятие рассчитано на 2 часа.
План занятия:
1 час
1. Организационно-мотивационный этап. Мотивация к деятельности.
2. Актуализация опорных знаний (стихи, песня).
3. Физкультминутка (танец с листочками под песню: «Листик, листик, листопад»).
4. Приход Осени.
5. Работа по теме занятия (загадки об осени, игра на внимательность).
6. Работа в группах. (Сенсорные кресты, частушки)
2 час
7. Работа по теме занятия (вопросы, зрительные метки, сенсорные кресты, презентация, пословицы, пирог для родителей).
8. Итог занятия (песня «Если с другом вышел в путь»).
Ход занятия:
1. Организационно-мотивационный этап. Мотивация к деятельности.
Ведущий:
Ушло, отзвучало знойное лето, и вот, словно кудесница, тронула осень листья, золотой краской вспыхнули леса, пожелтели поля, и летят, ложатся под ноги багряные и жёлтые листья. Осень приходит к нам незаметно, украдкой. Первый признак её – жёлтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора осени.
2. Актуализация опорных знаний.
(Дети рассказывают стихи)
1.Лето быстро пролетело,
Ветерком прошелестело.
Осень к нам в окно глядит,
Частым дождичком стучит.
2.Двери ветром распахнула,
Листьев веер развернула,
Птиц в дорогу собрала,
Нам гостинцев принесла.
3.Бродит в роще листопад,
По кустам, по клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
4. Соберём из листьев веер ‚
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
5.И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
(дети исполняют песню)
Песня: «Ёжик-почтальон»
1.Пишет лето, пишет осень,
Листья – письма ёжик носит.
И кроту, и к мышке в норку,
И еноту на пригорке.
Всем вручает письма он,
Этот ёжик – почтальон.
ПРИПЕВ: И письмо кленовое,
И письмо ольховое.
И сосновой шишкой –
Распишитесь, мишка!
2. Пишет лето, пишет осень,
Листья – письма ёжик носит,
Белке, заиньке, еноту,
Любит он свою работу.
Всем вручает письма он,
Этот ёжик – почтальон.
ПРИПЕВ ТОТ ЖЕ,
3. А зимою снег кружится
И белым – бело кругом.
И зверятам ёжик снится,
Этот ёжик- почтальон.
Он идёт с большою сумкой,
Он приносит письма в дом.
6.Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березки на плечах.
7.У калины и рябины
Вьются стаями дрозды,
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
8. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
3. Физкультминутка (танец с листочками под песню: «Листик, листик, листопад»)
9. Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
4. Входит Осень. (Музыка – «Осень хороша»)
Здравствуйте, мои друзья!
Рада всех вас видеть я.
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.
Принесла вам угощенье —
Не конфеты, не печенье.
Фрукты, овощи, рябину —
В них помногу витаминов.
5. Работа по теме занятия.
1. Загадки об осени (загадывает Осень).
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
(Осень).
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь.)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь.)
Поле черно – белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь.)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это —…
(Дождь).
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)
2. Игра на внимательность (играет Осень).
Мы говорим об осени. Но ничего не сказали о птицах. Что происходит с ними осенью? (Ответы детей).
(если такого не бывает (выделенное слово), дети хлопают в ладошки)
Улетели птицы:
Голуби, куницы.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
6. Работа в группах.
1) Сенсорные кресты (Приложение).
- Как животные готовятся к зиме?
1) какие из этих животных не делают запасы на зиму? – лишний кабан)
2) какие из животных не меняют шубку осенью? (бурундук)
3) Кто впадает в спячку? (лишний лось)
2) Частушки
Овощи все вместе:
Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.
МОРКОВЬ
Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!
СМОРОДИНА
А Смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!
ПОДСОЛНУХ
Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.
МОРКОВЬ
Главный овощ я - морковка!
В ротик прыгаю я ловко!
Содержу я витамин
Очень нужный каротин
ЧЕСНОК
Не хвались ты каротином
Я от гриппа и ангины,
От простуды, разной хвори,
Съешь меня - не будет боли!
СВЕКЛА
Я свеколка - просто диво,
Так румяна и красива!
Будешь свеколкой питаться,
Кровь вся будет очищаться!
ОГУРЕЦ
Что? Огурчик вам не нужен?
Без него, ну что за ужин?
И в рассольник, и в салат
Огурчику каждый рад!
КАПУСТА
Я - капуста, всех толщей!
Без меня не будет щей
Борщ, салат и винегрет
Любят кушать на обед
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Любим свёклу, мы морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
7. Работа по теме занятия.
1) Осень задает вопросы, дарит подарки (яблоки, пряники), уходит.
Кто собирает яблоки спиной? (ёжик)
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)
Кто меняет свою серую шубку зимой на белую? (заяц)
2) работа по группам. Зрительные метки.
- Ребята, а что бы получить больше знаний по теме нашего занятия, по группам ознакомьтесь с информацией на зрительных метках (Приложение).
- А сейчас возьмите свои доски и маркер. Давайте же посмотрим, какие интересные факты об осени вы узнали на наших метках.
1) когда наступает осенне равноденствие?
2) где прячутся насекомые зимой?
3) легко ли быть вожаком стаи?
4) сколько ударов в минуту достигает птичье сердце во время полета?
5) какие животные на зиму запасают древесину?
3) работа по группам. Сенсорные кресты.
- Ребята, а сейчас вернитесь к сенсорным крестам, у вас новое задание. Как из зерна получается булка. (3 группы). (Сбор зерна для изготовления хлеба показывается детям как дары осени).
4) презентация, пословицы (Приложение).
Детям предлагается продолжить пословицу.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Упал с дерева лист – жди осени.
Работа и мучит, и кормит, и учит.
5) угощение родителей пирогом с сюрпризами. Дети заранее по шаблонам изготовили по кусочку пирога (мы делали из обоев), сверху приклеили цветок, сделанный из салфеток. Вовнутрь пирога был вложен сюрприз (пакетик чая, кофе, конфетка и др.) и листочек с пожеланием.
8. Итог занятия.
- К сожалению, даже самое увлекательное путешествие всегда подходит к концу.
- Урожай хороший, когда все вкладывают частичку труда, старания, любви и дружбы. Финальная песня про дружбу.