Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема занятия: «Корень слова, образование однокоренных слов»
Цель: учить распознавать однокоренные слова и выделять корень;
обогащать словарный запас детей посредством подбора однокоренных слов по теме «Зима»;
формировать умение находить в тексте однокоренные слова;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова; Закрепить знания о корне слова; уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
2. Тренировать умение образовывать однокоренные слова;
3. Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова;
Закрепить знания о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Упражнять в составлении распространенных предложений; развивать умения находить главные члены предложения.
Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость,;
Активизировать словарь по теме «зима»;
Воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, бережное отношение к природе, интерес к русскому языку.
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Обогащать словарный запас учеников.
Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: компьютер, проектор ; презентация; индивидуальная рабочая тетрадь; ручки; магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет корень в слове.
Слова: зимний, снеговик, ледяной, морозный, холодный.
Чтение стихотворения.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? Поговорим. Нам будет интересно.
Сегодня тема нашего занятия «Однокоренные слова». Мы с вами будем подбирать однокоренные слова, определять корни слов, отгадывать загадки, вспомним правила, которые помогут вам грамотно писать слова и предложения. Но прежде чем мы начнем наше занятие, вспомните правила поведения на занятии :
II. Закрепление темы занятия. Работа над обобщением.
-Прочитайте слова, найдите среди них однокоренные, выделите корень.(слайд 1)
Зима, зимний, зимовье, земной ,зимушка, зимовать.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
-Какое слово осталось? Почему?
Давайте проверим, как мы справились с заданием.
-Итак, что же такое однокоренные слова?
(слова, которые имеют общее значение и одинаковый корень).
III.Образование однокоренных слов. Активизация словаря. (слайд)
1.Чтение загадок, отгадывание. Образование однокоренных слов.
а) Королева ледяная мчится в ледяной карете,
И её сопровождает северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая позёмка
И, несутся, словно змеи, серебристые метели. (Зима).
Однокоренные слова: зима, зимушка, зимний, перезимовать.
б) Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег).
Однокоренные слова: снежок, снежинка, снеговик.
в) Я прозрачна как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька).
г) Дунул ветер и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём …. (узор).
Однокоренные слова: узорчик, узорный, узорчатый.
д) Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней).
Однокоренные слова: инеевый узор.
Объяснение учащимся лексических значений слов.
Работа в тетрадях. Запишите родственные слова с корнем -снег-. Но для этого ответьте на предлагаемые вопросы. Однокоренные слова записывайте в строчку через запятую. Выделите корень. (слайд с заданием)
Зимние осадки.
Сказочный персонаж из снега.
Белая звёздочка с шестью лучиками.
Цветок, первым появляющийся из-под снега.
Меня растили –
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери.
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это - …
Комочки из снега.
Момент, когда снежинки падают с неба.
Зима с большим количеством выпавшего снега.
Запишите слова в тетрадь, выделите корень
(самостоятельная работа в тетрадях).
Обратить внимание детей на чередование согласных, мягкого знака и гласной в корне слова.
-Давайте проверим, все ли справились с заданием.
«Образуйте признак» (образование причастий настоящего времени) . Устно
Логопед: Снег, которого зимой много, очень красивый, он - белый, мягкий и пушистый. Но снег бывает разный. Снег блестит на солнце. Какой это снег?
Дети: Блестящий на солнце снег.
Логопед: Снег сверкает на солнце. Какой это снег?
Дети: Сверкающий на солнце снег.
Логопед: Снег искрится под лучами солнца. Какой это снег?
Дети: Искрящийся под лучами солнца снег.
Логопед: Снег серебрится на солнце. Какой это снег?
Дети: Серебрящийся на солнце снег.
Логопед: Снег хрустит под ногами. Какой это снег?
Дети: Хрустящий под ногами снег.
Логопед: Снег скрипит под ногами. Какой это снег?
Дети: Скрипящий под ногами снег.
Логопед: Снег падает на землю. Какой это снег?
Дети: Падающий на землю снег.
Логопед: Снег кружится в воздухе. Какой это снег?
Дети: Кружащийся в воздухе снег.
Помогите разобраться. Названия каких месяцев пропущены в пословицах:
_____ - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.
_____ - год кончает, зиму начинает.
_____ - году начало, зиме - середина.
Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
А теперь назовите зимние месяцы в порядке их наступления в природе.
IV. Физминутка. Дети становятся в круг.
Я кидаю мяч, вы ловите и называете однокоренное слово тому слову, которое я назову.
Снегурочка, январский, холод, ёлочные, зимовать, лёд, подарки, рождественские, сторожка, лесник.
V.Правописание безударной гласной в корне слова. Работа с предложением.
-К какому времени года относятся слова, которые вы записали? Какими еще словами вы можете охарактеризовать зиму? (Зима какая? – суровая, снежная, белая, бесконечная, блокадная, вьюжная, голодная, длинная, долгая, жестокая, запоздалая, лютая, малоснежная, морозная, мягкая, поздняя, ранняя, русская, седая, сердитая, серебряная, студеная, теплая, холодная.
1.Работа в тетрадях.
- Как пишется слово «зима»?
-Какая орфограмма есть в корне этого слова? Какое правило надо применить, чтобы написать это слово правильно? (безударные гласные в корне слова).
Давайте его повторим.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
-Подберите проверочное слово к слову «зима». (зима - зимний).
-Запишите в тетрадь. Подчеркните в слове безударную гласную.
-Как пишется слово «ледовый» ?
-Подберите проверочное слово к слову «ледовый». (ледовый - лёд).
-Запишите в тетрадь. Подчеркните в слове безударную гласную.
Обратить внимание на проверку безударной «е» всегда ударной «ё».
- Как пишется слово «снежинка»?
- Подберите проверочное слово к слову «снежинка». (снежинка-снег).
Ребята, а какая орфограмма в словах: лёд, снег, мороз, сугроб. (парный фокусник). Как проверить, какие однокоренные слова надо подобрать.
Составьте предложение с одним из этих слов. Запишите. Подчеркните главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое? Как подчеркнем подлежащее? Сказуемое?
VI. Работа над деформированным текстом.
Восстановите текст, используя слова с одним и тем же корнем.
Петя зимой …ит птиц. Он сделал …ушку. Хороший у птиц …овой столик.
Каждый день прилетают сюда птицы …иться. Молодец, Петя, что приносит … пернатым друзьям.
VII. Закрепление понятия «корень слова».
1.Задание выполняется на карточках. Карточка № 1
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. В однокоренных словах выделите корень.
Л.ска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Л.сий хвост замёл следы.
Где л.сичка? Видел ты?
После выполнения проводится взаимопроверка.
ИЛИ
Выбери нужный текст, который подходит к нашему занятию. (слайд)
Зона сомнений. Зона достижений.
(Однокоренные слова) (Формы слова)
На землю падал снег. Заплясали по снегам
К утру снега стало так много! Снежные метели,
Утром дети радовались снегу, Снегири снеговикам
Снегом умылся котёнок. Песню просвистели.
2.Закрепление понятия «корень слова». (можно слайд)
Что такое корень слова? Даются варианты ответов.
Корень – это главная часть предложения.
Корень – это изменяемая часть слова
Корень – это главная неизменяемая часть слова .
-Почему так? Объясните. Меняется ли корень в словах? А какие части слова могут меняться? (приставка, суффикс, окончание)
-Давайте проверим.
Зимовать, перезимовать, зазимовать.
Зима, зимушка, зимовье.
Зима, зимы, зиму, о зиме.
VIII. Итог занятия. Рефлексия.
Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте подведем итоги. Какая была тема нашего занятия? Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?
О каком времени года мы сегодня вспомнили? Что вам больше всего понравилось
Выберите для себя одно из утверждений:
- Я понял …
- Я узнал …
- Теперь я могу сам …
- Мне было трудно …
- Мне было интересно …
- Мне понравилось …
А теперь посадите своих снеговиков на веточку.
Занятие закончено. До свидания.