Краевое государственное казённое образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Конспект занятия
«Знакомство с жестом и символом «помогите»
Н.В. Малькова, тьютор
Ванино
2020
Технологическая карта занятия.
Группа: 4 класс
Тема занятия: Знакомство с жестом и символом «помогите»
Цель: познакомить с новым символом «помогите» и жестом «помогите».
Задачи: Образовательные: упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающим понятия «помогите», «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «спасибо».
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха на неречевом материале, совершенствование общей моторики, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера; развитие внимания, логического мышления; развитие понимания речи.
Воспитательные: формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.
Тип занятия: изучение нового материала
Формы работы обучающихся: индивидуальная
Технологии:
1.Здоровьесберегающие (физминутка, пальчиковая гимнастика)
2. Элементы игровой деятельности (картинки)
3. Личностно - ориентированная (сотрудничество, уверенность в себе)
4. Технология компенсирующего обучения.
Методы обучения: Наглядные: демонстрация картинок, использование технических средств.
Словесные: беседа.
Практические: практические задания, дидактические игры.
Базовые учебные действия: Личностные БУД:
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
Регулятивные учебные действия:
- формирование учебного поведения выполнение задания в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение работать по словесной инструкции;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Коммуникативные БУД
- сигнализирование учителю об окончании задания;
Познавательные БУД
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
- выполнение простых заданий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу).
- выполнение задания без постоянного контроля со стороны учителя.
Организационная структура занятия
Этап | Длительность этапа | Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность тьютора | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия, формируемые на занятии |
Организационный этап | 1 мин | | Приветствие! | Выполнить указания учителя. | установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса |
Мотивация и стимулирование учебной деятельности. Введение в тему. | 2мин | Игрушечный зайчик | Смотри, кто это выглядывает? (показать часть игрушки). Кто это? – заяц, зайчик. Поздоровайся с зайчиком (использование жеста) Зайка принес что- то. Давай посмотрим. Открой пакет... - Тебе нужна помощь? Тебе помочь? попроси о помощи: «помогите» (жест). | 1.установка контакта с игрушкой, 2.выполнение указаний учителя. | установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса |
Изучение нового материала. | 2 мин | | Ученик показывает жест «помогите», педагог открывает «проблемный» пакет. | | умение выполнять инструкции педагога |
| 2 мин | | Зайка принес музыкальные инструменты и картинки: барабан и бубен, Послушай, как звучит барабан. На, барабан, погреми. Дай барабан. Покажи на картинке барабан. Послушай, как звенит бубен. На бубен, позвени. Покажи на картинке бубен. | Выполняет по образцу. | выполнение простых заданий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу). |
«Угадай, что звучит» | 3 мин | | Ученик стоит спиной, слушает звуки, узнает звук и соотносит с соответствующей картинкой. - покажи на картинке что звучало: бубен или барабан. Молодец (подкрепляется жестом)! | Выполняет по инструкции | умение выполнять инструкции педагога |
Упражнение для кистей рук «Шишки» | 2 мин | Приложение | Зайка принес коробку. Открой… Получается? Попроси о помощи. Педагог показывает жест и карточку «помогите», учащийся повторяет жест «помогите» и показывает на карточку «помогите». Что здесь? (Шишки). | Выполняет по образцу | умение выполнять инструкции педагога |
«Собери картинку» - | 3 мин | | Необходимо собрать картинку по образцу. | | выполнение простых заданий по образцу. |
«Найди тень»- работа на доске | 2 мин | | Соотнести игрушки с их тенью. | | -развитие внимания, восприятия - продолжать учить следовать словесной инструкции - выполнение задания без постоянного контроля со стороны учителя |
Физминутка | 2 мин | | Сделаем гимнастику | Выполняет по образцу. | развитие двигательной активности. |
Закрепление материала | 3 мин | | Зайка просит о помощи. Поможем Мишутке? (Да.) Помоги Мишке выполнить упражнения: 1. Выбор нужной карточки из ряда других (Из нескольких карточек ученик должен узнать и показать ту, которую назвал учитель). | Выполняет по инструкции | работать по словесной инструкции |
Ритуал прощания с Зайкой | 1 мин | | Скажем Зайке «До свидания!» | Прощается жестом «Пока» | Умение работать по словесной инструкции |
Рефлексия | 3 мин | | « Подведем итоги» Чему научились? Какие выполняли задания? Итак, наше занятие подошло к концу. Занятие окончено. Всем спасибо за работу! | Подводим итоги занятия Получает звёздочки. | - осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы и усвоением знаний - формирование смысла учебной деятельности на основе обогащения как учебной мотивации, так и мотивации достижения; |
Приложение
Упражнение для кистей рук:
Мишка по лесу ходил. (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил. Вове шишку подарил.
1,2,3,4,5 Будем с шишкой мы играть.
Между ручками катать. (Прокатывание шишки между ладонями)
В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем
На столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу правой рукой)
В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём.
Руку быстро разжимаем (Прокатываем шишку по столу левой рукой)
На столе её катаем.
Мы закончили катать (Убираем шишку на край на стола)
Очень весело катали!
Пальчики свои встряхнем (Встряхиваем кисти рук)
И немного отдохнём (Закрываем глаза, отдыхаем).