Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение
центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию №15»
Структурное подразделение
Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Набережная д. 20
Тел. 8(813-71)49-331
Конспект занятия для средней группы
по развитию связной речи
Тема: «Теремок»
Пересказ русской народной сказки
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Михайлова Людмила Анатольевна
Санкт – Петербург
2018
Конспект занятия для средней группы
по развитию связной речи
Тема: «Теремок»
Пересказ русской народной сказки
Цель: Развитие связной монологической речи детей в процессе пересказа русской народной сказки «Теремок».
Задачи:
Обучающие:
- Упражнять детей в умении драматизировать небольшие знакомые сказки, пересказывать их близко к тексту.
- Активизировать словарь, использовать звукоподражания.
Развивающие:
- Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
- Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
- Индивидуальная работа.
Формы работы:
Речевые игры, чтение сказки, артикуляционная гимнастика, игры для развития моторики, рассматривание картинок, беседа, составление рассказа.
Оборудование:
Ковролинографа с фигурками животных из сказки «Теремок», игрушку - медведя, большие кубики.
Предварительная работа: Накануне вечером рассказать сказку, поупражнять детей в выразительном проговаривании диалогов. Внести книгу в уголок книг с иллюстрациями Ю. Васнецова.
Ход занятия
Организационный момент.
У дефектолога на столе - Мишка.
Дефектолог. Миша, ты, почему грустный такой?
Миша. Я люблю сказки, особенно, где про меня рассказывают. У меня они есть в книжках, а одной сказки нет.
Дефектолог. Какой же?
Миша. Теремок.
Дефектолог. Не грусти, ребята тебе расскажут твою любимую сказку. Расскажем? Дети соглашаются.
Дефектолог - А ты, Миша, сиди и слушай.
Подходит к детям и на ушко говорит, кто кем будет. Распределяет роли.
Дефектолог - Я начну сказку рассказывать, а вы мне будете помогать. На ковролинограф прикрепляет теремок и начинает: «Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Остановилась и спрашивает...» Далее дефектолог прикрепляет на ковролинограф фигурки зверей, а дети, выполняя свои роли, пересказывают сказку. - Чем закончилась сказка? Один ребенок рассказывает конец сказки.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.
Ход игры: Взрослый рассказывает загадку, а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.
Дефектолог. К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.
Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …(лиса)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки
Выпуклые глазки
И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? …(лягушка)
Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко
Курочек верный пастух
Как зовут его?…(петух)
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это ….(еж)
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …(волк)
Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? …(медведь)
Миша. Спасибо, ребята. Мне стало весело! Давайте вместе поиграем?
Дети выходят в круг и играют с Мишкой, повторяя его движения со словами:
Мишка косолапый
Широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе.
А когда зарядки мало,
Начинает все сначала. (Повторяют два раза)
Миша. Дети, а вы знаете сказки про меня? Назовите сказку и расскажите, что я там делаю или говорю. Дети называют сказку и рассказывают отрывок из нее. Например, сказка «Маша и медведь», «Сяду на пенек, съем пирожок...» и др.
Дефектолог. Молодцы ребята! Сколько сказок про тебя, Миша, дети знают!
Дидактическая игра «Назови словечко»
Цель: Активизировать в речи детей прилагательные.
Ход игры:
Дефектолог. Какой у нас Мишка?
Дети: Добрый…
Дефектолог. Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому… Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а дефектолог с игрушкой медведя на каждое слово делает шаг.
Дефектолог. А хочешь, мы тебе большой теремок построим, и ты своих друзей в него поселишь? Дети строят теремок и сажают туда медведя.
Итог занятия:
Дефектолог. Молодцы. Ребята вам понравилось занятие. Кто к нам приходил в гости?
Дети: Мишка - медведь.
Дефектолог. Молодцы. На этом наше занятие закончено.