Тема: Автоматизация звука Р в словах.
Цель: Учить правильному произношению звука Р.
Задачи: - уточнение и закрепление правильного артикуляционного уклада звука Р;
- развитие речевой моторики, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- формирование положительной мотивации к занятиям, воспитание умения слушать и слышать учителя, воспитание навыка самоконтроля.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, ноутбук, презентация, карточка с заданием, разрезная картинка автобус.
Ход занятия.
I.Орг. момент.
Мы будем разговаривать, слайд 1
Мы будем проговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- Отгадай загадку и узнаешь, куда мы сегодня отправимся:
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место.
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери и арена. (цирк) слайд 2
II. Артикуляционная гимнастика.
- Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
III. Артикуляция звка Р. Сообщение темы занятия.
- Впереди остановка, на чем можно ехать в цирк? Собери картинку и узнаешь, на чем мы поедем. (автобус)
- Сели в автобус, завели мотор. Поехали.
- Как рычит мотор? Р-Р-Р-Р- …
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Р.
Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука.
IV. Автоматизация звука Р в слогах.
- Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке?
- Представление начинается. Выступает дрессированная собачка. Она знает цифры. Покажут ей цифру, и собачка лает столько же раз. Поможем собачке? слайд 3
- Я произнесу слог, а ты повтори его столько раз, сколько я покажу:
Ра – 2 Ро – 3 Ру – 4 Ры - 2
Молодец!
V. Автоматизация звука Р в словах.
1) - Следующим номером – дрессированный кролик. слайд 4
Помоги ему пройти по лабиринту и добраться до угощения. Называй картинки, четко проговаривая звук Р.
2) – На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие, поможем ему? слайд 5
Большая роза, а маленькая – розочка,
Коробка – коробочка,
Рубашка – рубашечка,
Рыба – рыбка,
Рука – ручка.
3) - Во время представления в цирке играет оркестр. Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. слайд 6
(Труба, барабан, бубен, дудка, гитара, гармошка)
- Назови только те инструменты, в названии которых есть звук Р.
- Как называется человек, который играет на гармошке? (гармонист)
- Ответь полным ответом. (На гармошке играет гармонист)
4) Физкультминутка.
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
5) Позиция звука Р в слове
- Представление продолжается. На арену выходит дрессированный слон. слайд 7
Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в начале слова, слон встает на первую тумбу, если в середине - на вторую, если в конце - на третью. (На карточке соединить стрелкой картинку с тумбой) слайд 8
6) Выступает дрессированный попугай. слайд 9
-Назвать слово по начальному слогу.
То…(пор) поми…(дор) му…(равей)
За…(бор) во…(рона) жи…(раф)
По…(вар) мухо…(мор) фотоаппа…(рат)
7) Угадай слово по его признакам.
Задание «Картина»
- Озорные обезьянки испортили картину, заклеили ее наклейками. Послушай внимательно признаки предмета и угадай о чем идет речь. Назови слово, четко проговаривая звук Р и нажми на этот предмет мышкой.
VI. Итог занятия.
- Пора возвращаться домой. Выступления каких артистов тебе понравились? слайд 10
- Какой звук мы учимся говорить? Как правильно произнести звук Р?