Конспект НОД по краеведению «Природа Крыма» в старшей группе
Тема: «Природа Крыма»
Программное содержание: формировать позитивное эмоционально-целостное отношение к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма; продолжать расширять и обогащать представления детей о Крыме, его географических особенностях; продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Крыма, создать положительный эмоциональный настрой, развивать мышление, память, воображение ; воспитывать чувство любви и уважительного отношения к родной земле, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: карта Крыма, ИКТ-презентация; игра «Перелётные и зимующие», игра «Собери карту Крыма»
Ход НОД:
Дети стоят в кругу,выполняют движения по тексту:
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
Къырым меним анамдыр
Къырым меним бабамдыр
Къырым деген бу ульке
Манъа догъмуш ватандыр.
Вы догадались о каком крае это стихотворение?
Ребята, как называется полуостров, на котором мы с вами живём?
Какие моря омывают наш полуостров?
Ребята, хотите, я расскажу вам легенду о Крыме:
Однажды одного старца спросили:
-На что похож Крым?
-На гроздь винограда,- не задумываясь, ответил старец.
- Но почему?- удивились люди.
- Потому что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных красивых и богатых витаминами ягод. Так и Крым богат множеством прекрасных мест – это и море, и леса, и горы, и степи, с богатым растительным и животным миром. Вот почему Крым похож на виноградную гроздь.
Ребята, скажите, а что такое природа?
Правильно, природа это- деревья, кусты, цветы, насекомые, птицы, рыбы.
И я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему полуострову, чтобы рассмотреть разнообразие крымской природы. Хотите? Скажите, на чём можно путешествовать?
Я предлагаю вам отправиться в путешествие на автобусе.
Но прежде чем мы начнем путешествие сначала нам необходимо собрать карту Крыма.
Игра «Собери карту Крыма»
И начнём мы наше путешествие со степного Крыма. Ребята, Крым - это не только море, горы, но ещё и степи (просмотр презентации, слайд 1.)
Летом степь выглядит как выжженная пустыня, потому что дожди бывают очень редко. А весной, когда земля напитана влагой, степь благоухает разнообразием красок.
Давайте, рассмотрим и назовём растения степи (слайд 2.)
Дети называют: мак, тюльпан, клевер, ковыль, пырей, ромашка, полынь.
Дидактическая игра «Найди насекомое по его тени»
Ребята, посмотрите, в густой траве спрятались насекомые, от яркого солнца видно только их тени. Давайте, найдём насекомого по его тени.
Этюд релаксация «Козьчиклерим мераба»
Козьчиклерим, мераба! Сиз уяндынызмы?
Къулакъларым, мераба! Сиз турдынызмы?
Къолларым меним, селям! Сиз уяндынызмы?
Аякъларым меним, селям! Сиз турдынызмы?
Кунешчигимиз, мераба! Мен турдым!
-Биз кунешни хайырладыкъ
А теперь послушайте загадки о животных, которые живут в крымской степи.
Загадки:
Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
Посреди большой степи
Вырос столбик из земли.
Стоит – по сторонам глядит,
Короткой шерстью он покрыт.
При опасности свистит
И юркнуть в норку норовит.
За щеками есть карманы –
В них он зернышки несет,
Запасы в норке создает. (Суслик)
(На экране появляется изображение суслика)
Воду очень редко пьет-
Как-то без нее живет.
Когда нору он копает-
Землю грудью выгребает.
А когда в степи гуляет,
Свою норку закрывает.
Задние ноги велики-
Ими делает прыжки.
(Тушканчик)
(На экране появляется изображение тушканчика)
-Черные маленькие глазки,
Вокруг носа седина,
На горле шерсть его темна.
Ловко ловит он мышей
И даже ядовитых змей.
Когда напуган- убегает,
Сильный запах оставляет.
(Степной хорек)
- Собакам и волкам сестра,
Но только рыжая она.
По лесам, полям гуляет,
Хвостом следы все заметает.
(Лисица)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Перелётные и зимующие»
Физминутка Прогулка в лес
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. ( И слушают пение птиц.)
Ну, а теперь я предлагаю вам путешествовать дальше. Садитесь в автобус и сейчас мы будем ехать к югу Крыма.
Выходите из автобуса, посмотрите, что вы видите? (горы)
Ребята, это Крымские горы.
Как называется эта гора? (Медведь) просмотр слайдов
Лежит себе гора Медведь,
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора,
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора реветь,
Хоть и зовут её медведь!
Эта гора называется Ай-Петри, её вершина уходит высоко в небо, касаясь облаков.
Ребята, крымские горы покрыты густым покровом леса. Давайте, вспомним, какие деревья растут в Крыму? (ответы детей)
(Акация, клён, орех, дуб, сосна)
Релаксация под шум моря.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе» (показ иллюстраций).
Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться.
Где мы с вами были?
Где путешествовали?
Что видели?
Как называется наш полуостров? Вам понравилось?
Молодцы, ребята, наше занятие окончено.