Конспект занятия« Соленое тесто» 1 год обучения.
Педагог дополнительного образования Крайнова В. А.
Тема: Первоцветы.
Цель: Научить лепить весенние цветы на плоскости из соленого теста.
Задачи для педагога:
Обучающие:
- познакомить с репродукциями картин И.И Левитан: «Весна», «Белая сирень», «Одуванчики»; Д. П.Репин «Весенние первоцветы», «Горицветы весенние цветы»;
-уточнить и расширить представление о первых цветах;
-закрепить представление о первоцветах,
-способствовать умению передавать образ цветов;
-способствовать умению лепить цветы конструктивным способом;
Развивающие:
- способствовать развитию видения целостности и частности композиции;
- способствовать развитию навыков работы с соленым тестом и акварельными красками;
- способствовать развитию пространственного мышления, воображения.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать видеть красоту живых цветов.
- воспитывать эстетический вкус;
- приобщать детей к труду, уважать чужой труд;
Задачи для детей:
Обучающие:
-знать и воспринимать репродукциями картин И.И Левитан: «Весна», «Белая сирень», «Одуванчики»; Д. П.Репин «Весенние первоцветы», «Горицветы весенние цветы»;
- воспринимать и передавать форму, соотношение частей весенних цветов;
- уметь работать акварельными красками, наносить кистью мазки, не деформируя изделие из соленого теста;
- находить композиционное решение в формате картона:
- уметь готовить своё рабочее место.
Развивающие:
- уметь внимательно слушать;
- выполнять рекомендации учителя.
Воспитывающие:
- бережно относиться к природе;
- видеть и воспринимать красоту цветов;
- оказывать помощь соседу по парте;
- выполнять аккуратно работу.
Оборудование для педагога:
Классная доска, изображение цветов, репродукция картин, фотографии, дидактическая игра, методические таблицы: цветовой спектр, полумаски цветов.
Музыкальный ряд:
Антонио Вивальди «Весна» 3 часть; пьеса "Март" из альбома П.Чайковского "Времена года"; Песня о волшебном цветке из м\ф «Шелковая кисточка».
Оборудование для обучающихся:
Лист картона, соленое тесто, краски акварель, кисти, баночки с водой, тряпочка, инструменты.
План занятия.
1. Организационный момент. 3-5 мин.
а) Проверка к готовности занятия, сообщение темы.
б) Мотивация детей к восприятию темы.
2. Теоретическая часть. 10 мин.
3.Физкультпауза
4. Практическая часть. 25 мин.
5. Заключительная часть.5 мин.
а) Рефлексия.
б) Подведение итогов.
в) Выставка работ.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте дети! Сегодня в нашем классе светло и радостно!
А радостно от наших улыбок и добрых глаз, ведь улыбка это маленькое солнышко!
Поэтому давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение!
Оргмомент
Звучит песня "о цветах".
Педагог
Загадка
Если всюду тает
День становится длинней
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер
Значит к нам пришла …(весна)
Теоретическая часть
Заходит в класс ребенок в образе Весны
Обучающийся:
-Пришла пора весенняя
Пришла пора цветения
И значит настроение
У всех людей весеннее!
- Я пришла не одна с друзьями первоцветами. Ранней весной на открытых местах от снега появляются первые цветы.
Дети выходят в масках цветов и представляются.
1 обучающийся
Мать- и–мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега – и цветут!
2 обучающийся
Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник
3 обучающийся
Зимние морозы
Солнышко прогнало
Хрупкая фиалка
На полянке встала
К солнцу синий венчик
Тянется упрямо
Первую фиалку
Я сорву для мамы
4 обучающийся
Нам весна покажет фокус:
Желтый, синий, белый крокус.
Только солнышко пригрело
Из земли он лезет смело.
5 обучающийся
Гусиный лук чуть дрожит,
От ветерка качается,
Шлет с тобою нам привет,
озябнуть не пугается
6 обучающийся
Сине- розовый цветок
Каждой пчелке снится.
Ранней – раннею весной
Цветет медуница.
Педагог: Дети посмотрите, какие грустные весенние цветы! Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Педагог: А вы знаете, что многие первоцветы занесены в Красную книгу? Что это значит?
Ответы детей.
Педагог: Мы сможем помочь первоцветам! Что нам нужно для этого делать?
Ответы детей: нельзя рвать, топтать, выкапывать первоцветы).
Чтение детьми хором стихотворения:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы
(Т. Собакин)
Педагог: Давайте рассмотрим репродукцию картин о первоцветах художников И.И.Левитана и Д.П. Репина. Какие чувства вызывают у вас первоцветы в этих произведениях? Какой переданный характер первоцветов в картинах?
Ответы детей: нежные, хрупкие, радостные.
Педагог: Выберите, какой первоцвет будет образцом для работы. Назовите его части.
Ответы детей: листья, стебель, цветок.
Педагог: Какие по форме листья, стебель, цветок?
Ответы детей: у гусиного лука, галантуса, пролески листья имеют удлиненную форму, у хохлатки листья резные, у первоцвета весеннего, фиалки душистой листья округлые с волнистым краем.
Физкультпауза (Вместе весело идем )
Педагог: Сейчас мы будем лепить первоцветы.
Практическая работа.
Педагог: Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в лесу на светлой поляне и видите дружное цветение первоцветов, чувствуете их нежный аромат. Какие цветы вы видите? Каждый из вас выбирает для работы, понравившиеся цветы. Представьте, как будет смотреться ваша картина!
Дети приступают к работе, раскатывают тесто по картону, на нем распределяют части цветов, составляют композицию.
1. Стебли. Скатываем тонкие длинные колбаски и закрепляем на основе. Стебли могут быть разной высоты и любой наклон.
2. Листья у первоцветов удлиненные разной ширины, расположенные от основания стебля. Для листьев скатываем длинную колбаску, равномерно сплющиваем, сужаем с обеих сторон, на увлажненную поверхность наносим рельефный рисунок прожилок.
3. Цветы собираем в бутон из отдельных лепестков.
Катаем маленькие, одинаковые шарики, равномерно сплющиваем, сужаем с обеих сторон, на увлажненную поверхность наносим рельефный рисунок прожилок.
Цветок круглой формы, скатываем шар, сплющиваем и равномерно стекой делаем надрезы, выделяем середину
Все части цветка объединяем в целую композицию.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит. пьеса "Март" из альбома П.Чайковского "Времена года"
Рефлексия.
- Молодцы!
-Давайте положим наши первоцветы рядом и рассмотрим их. Красивые у нас цветы получились?
-Получается, чтобы у человека был красивый цветок, совсем необязательно его рвать, правда?
- Как выдумаете, мы сделали сейчас полезное и доброе для природы дело?
Ответы детей.
Подведение итогов.
- Чему мы научились на занятии?
Ответы детей.
Выставка
Уборка рабочего места.
До свидания!