Дата___________________
Тема:Урок 20. Сумма и разность отрезков
Цели: закреплять умение составлять и решать задачи, обратные данной; учить выполнять сложение и вычитание длин отрезков; развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять и решать задачи, обратные данной; выполнять сложение и вычитание длин отрезков; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
Организационный момент
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация знаний
1. Логическая разминка (работа по учебнику)
№5 (с. 26).
Р | Пудель | Такса | Овчарка |
Юра | + | - | - |
Дима | - | - | + |
Алеша | - | + | - |
2. Геометрический материал
ешение:
Ответ: у Алеши такса.
- Сколько на рисунке треугольников? (5.)
3. Работа по карточкам
(Учащиеся получают карточки с описанием фруктов и примерами, рядом с каждым примером в скобках записана буква. Им нужно решить примеры, расставить буквы в порядке возрастания ответов и расшифровать названия фруктов.)
4. Устный счет Игра «Молчанка»
(У учителя карточки, на каждой из которых записаны три числа - первое слагаемое, второе слагаемое, сумма (в пределах 20). Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто, и поднять соответствующую карточку.)
Игра «Магические квадраты»
Игра «Лабиринт»
— Пройдите через трое ворот и наберите число 18.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы фигуры.)
Какая фигура называется ломаной линией? (5.)
По какому признаку определили? (Состоит из нескольких звеньев, не лежащих на одной прямой и не исходящих из одной точки.)
Какая линия называется прямой? (/.)
Что вы знаете о ней? (Не имеет ни начала, ни конца.)
Под каким номером изображена кривая линия? (3.)
Найдите луч. (4.)
Что вы скажете о нем? (Есть начало, но нет конца.)
Какую фигуру можно назвать отрезком? (2.)
Почему? (Уотрезка есть начало и конец.)
Длину каких линий можно измерить? (Отрезка и ломаной линии.)
Поставьте на отрезке точку. Сколько отрезков получилось? (Три.)
Измерьте длину двух маленьких отрезков.
Как, зная длину маленьких отрезков, узнать длину большого отрезка? (Ответы детей.)
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 27).
Сколько отрезков вы видите на рисунке? (Три.)
Что показывают дуги вверху? (Маленькие отрезки, из которых состоит большой отрезок.)
Назовите их длины. (6см и 2 см.)
Что показывает дуга внизу? (Весь отрезок. Большой отрезок.)
Как найти его длину? (Он состоит из отрезков 6см и 2 см. 6 см + 2 см =8 см.)
Прочитайте задание 2.
Выполните его в тетради самостоятельно.
Сколько у вас получилось отрезков? (Три.)
Из чего состоит длина большого отрезка? (Из длин двух маленьких отрезков.)
Какой длины большой отрезок? (10см.)
Какой длины первый маленький отрезок? (4 см.)
Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием.)
Запишите решение. (10см — 4см = 6см.)
Как складываются и вычитаются длины отрезков? (Как обыкновенные числа.)
1. Решение задач (Задача записана на доске.)
В вазе было 10 конфет. Дети взяли 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?
Прочитайте задачу.
Выделите условие, вопрос.
Запишите задачу кратко.
(Один ученик работает у доски.)
Было — 10 к.
Взяли - 4 к.
Осталось — ?
Запишите решение задачи. (10 — 4 = 6(к.).)
Составьте задачи, обратные данной.
(Коллективное составление обратных задач. Условия кратко записываются на доске.)
Было — ?
Взяли - 4 к.
Осталось — 6 к.
Было — 10 к.
Взяли — ?
Осталось — 6 к.
— Решите задачи самостоятельно.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
VФизкультминутка
В понедельник я купался,
(Движения руками, выполняемые при плавании.)
А во вторник — рисовал,
(Показать, как рисовал.)
В среду долго умывался,
{Показать, как умывался.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку, закрыть глаза.)
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
IVЗакрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 27).
(Устное выполнение.)
No 4 (с. 27).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на листочке, который находится у учителя.)
№5 (с. 27).
Как называются эти фигуры? (Многоугольники, четырехугольники.)
Какая из сторон первой фигуры самая большая? самая маленькая?
Какой они длины?
Как узнать, на сколько большая сторона длиннее? (Вычитанием.)
Какая из сторон второй фигуры большая? меньшая?
Какой они длины?
Как узнать, на сколько большая сторона длиннее?
Решение запишите самостоятельно: вариант 1 — для первой фигуры, вариант 2 — для второй фигуры.
2. Работа в тетради с печатной основой №4, 5 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение.)
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
V.Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 10-11).)
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
VI. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?
Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка?
Домашнее задание
Учебник: задание на полях (с. 27).
Тетрадь с печатной основой: №3,4 (с. 28).
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________