2 | Настрой на работу. Определение темы и целей занятия. | Начнем работу. Но прежде, ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что вы находитесь в лесу. Вокруг вас высокие ели и сосны, в вышине летают птицы. Невдалеке слышится журчание ручья. Представьте себе увиденное. ( При этом включается запись «Голоса птиц», «Журчанье воды». После прослушивания начинается обсуждение ощущения детей) Ребята, что мы с вами сейчас представили? Лес, природу. Верно! Сегодня на занятии мы поговорим о природе. Скажите, а человек является частью природы? Сегодня на занятии вы узнаете об этом, ведь наша тема «Человек и природа». Цель занятия: узнать, что такое природа, и как человек связан с природой. Приступим к работе. | Представляют, слушают музыку, отвечают на вопросы учителя. | Р: – учится определять тему урока; – учатся высказывать сове предположение на основе работы с материалом; К: – учатся слушать и понимать речь учителя; – учатся оформлять свои мысли в устной форме. |
3 | Изучение нового материала. | Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа? Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы… Верно, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека. Есть ли в природе машины? Нет, значит, автомобиль – это «не природа», а вот лошадь или верблюд, также помогают человеку передвигаться – уже природа. Почему? Животных человек просто приручил, превратил в домашних, но они и без него существовали на земле. Машину он сделал сам. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Итак, что нельзя назвать природой? То, что сделано руками человека. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа, не природа». (Предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать по одной картинке, сказать к чему относится.) Набор картинок: Собака, дом, лошадь, дерево, машина, ручка, карандаш, жук, небо, облако, солнце, стол, стул, компьютер, планшет, телефон, лиса, волк, ягоды, груша, огурец и т.д. Как мы я уже говорила, человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Для создания некоторых вещей человека вдохновляет живая природа. Например, самолет, который создал человек, похож на птицу. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «На что похоже». Я буду показывать вам картинку, а вы подумайте, на какой природный объект похож тот или иной предмет. Спрашиваю по поднятой руке. Картинки: вертолет, подводная лодка, автомобиль, самолет. (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.) | Участвуют в игре, отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в игре, высказывают свои предположения | Р: –учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; П: –учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую; –учиться ориентироваться в своей системе знаний К: –слушать и понимать речь других; –учиться оформлятьсвои мысли в устной форме; |
4 | Физкультминутка | А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте и выйдите из-за парт. Повторяем движения за мной Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.) Закончили, присаживаемся на места. | Выходят из-за парт и выполняют движения физкультминутки. | К: –слушать и понимать речь учителя. |
5 | Изучение нового материала (продолжение) | Продолжим нашу работу и выполним задание. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором изображены разные предметы. Положите листок перед собой и достаньте карандаши красного и зеленого цвета. Возле предметов «не природа» закрашиваем. Красным карандашом обводим предметы, не относящиеся к природе, а предметы природы обводим зеленым карандашом. Дети выполняют задание, потом проверяем. Наш дом- природа. Раньше единственным домом для человека была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему человек не может жить без природы? Потому что человек не может прожить без воды, солнца, растений, животных. Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а мне разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, оберегать растения, животных и окружающий мир. | Отвечают на вопросы учителя. | П: –учиться ориентироваться в своей системе знаний; –учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую; –учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; К: –слушать и понимать речь других; –учиться оформлять свои мысли в устной форме; –учиться оформлять свои мысли в письменной форме. |
6 | Физкультминутка | Ребята, немного отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт. Повторяем движения за мной. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) | Выполняют движения физкультминутки, сидя на местах. | К: –слушать и понимать речь учителя. |
7 | Закрепление нового материала | Ребята, сейчас я прочитаю вам стих, а вы его внимательно послушайте. Так запомни навсегда: Живо все на свете: И деревья, и трава, И букашки эти. Все хотят на воле жить: Рыба, зверь и птица. Будем их всегда любить И для них трудиться! Сделай домик для скворца, Подлечи котенка, А зимой в большой мороз Накорми бельчонка. Пусть друзьями станут нам Птицы, Звери, Дети, И тогда увидишь сам- Хорошо на свете! Совместное обсуждение Чему учит стихотворение? Как человек должен относиться к животным, птицам? Наша задача – хранить природу, жизнь. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача. А сейчас давайте изобразим природу и человека. Для этого возьмите в руки листочки с раскраской и цветные карандаши. Ваша задача- изобразить радостную живую природу и человека, который ее охраняет и оберегает. Дети раскрашивают раскраску. | Отвечают на вопросы учителя, разгадывают кроссворд. Разговаривают с учителем, отвечают на вопросы, раскрашивают изображения птиц на карточках. | П: –учиться ориентироваться в своей системе знаний; |