Конспект занятия по развитию речи
«Сказочная путаница»
Цель: Формировать у дошкольников знания о сказках.
Задачи:
Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам.
Ход НОД
Организационный момент: (Дети входят в группу и здороваются).
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте.
Перед детьми появляется сказочница, в руках у нее большая книга с надписью «Сказки».
Сказочница: Здравствуйте! Я сказочница Василиса Рассказовна. Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей). А вы знаете Кощея – Бессмертного и Лешего? Так вот, им стало скучно, и они перепутали всех героев в сказках. Они попросили о помощи. А я одна не справлюсь. Вы сможете мне и сказочным героям помочь?
Дети: Да.
Сказочница: Отправляемся тогда в сказочное путешествие.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сказочница: Ребята, чтобы книга сказок открылась, необходимо произнести волшебные слова – сказочное заклинание: «Сим – сим, откройся!» Давайте все вместе произнесем заклинание.
Все вместе: Сим – сим, откройся!
Игра «Исправь ошибку»
Сказочница: Жили – были дед и баба, и была у них уточка… (Задача детей внимательно слушать и назвать правильный ответ. (Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки - Курочка).
Сказочница: А как называется сказка?
Дети: «Курочка – Ряба».
Сказочница: Позвала Жучка лягушку… Вы согласны с таким содержанием сказки?
Дети: Нет. Жучка позвала кошку… (Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки)
Сказочница: А как называется сказка?
Дети: «Репка».
Сказочница: Бык пришёл и сломал теремок. Правильно я сказала?
Дети: Нет, сломал медведь. (Василиса Рассказовна показывает правильную иллюстрацию сказки)
Сказочница: С этим заданием вы справились. А вот следующее задание даже для меня тяжелое.
Игра «Угадай героя»
Сказочница: Угадайте кто это? (Василиса Рассказовна зачитывает строчки из произведения.
В гости к бабушке иду
По лесной тропинке.
Я в корзиночке несу
Вкусные гостинцы.
Дети должны назвать сказочного персонажа. (Василиса Рассказовна показывает картинку, на которой Красная Шапочка идет с корзинкой по лесу.)
Сказочница: Какие вы, молодцы.
Сказочница: О какой героине идёт речь?
Самовар она купила,
Тараканов пригласила:
Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю!»
Дети: Муха – Цокотуха. (Василиса Рассказовна показывает иллюстрацию «Застолье у Мухи»)
Сказочница: Ну что, дорогие мои, устали?
Выходите на разминку.
Физкультминутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять "яичко")
Посмотрите-ка, разбила! (показать яичко на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой скорей полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят (подпрыгивание)
Мы любим прыгать и скакать (прыжки на месте)
Мы любим бегать и играть (подпрыгивание)
Друг друга рожками бодать (показывают друг другу "рожки")
Сказочница: Отдохнули немножко? Молодцы, отлично справляетесь с заданиями. Но не во всех произведениях мы устранили путаницу, герои сказок забыли сказочные заклинания. Поможете?
Дети: Да.
Игра «Произнеси сказочные заклинания»
Сказочница: Тогда вперед в очередную сказку.
Произнесите сказочные заклинания, чтобы печка поехала.
Дети: По щучьему велению, по моему хотению печка поезжай…
Сказочница: Емеля вам благодарен.
Произнесите сказочные заклинания, чтобы зеркальце с тобой заговорило
Дети: Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Сказочница: Зеркальце любит говорить правду.
Ну вот, ребята, много сказок мы с вами сегодня вспомнили. Во всех сказках навели порядок, устранили путаницу. Вам понравилось путешествие по сказкам?
Дети: Да.
Сказочница: Вы помните, почему произошла путаница в сказках?
Дети: Кощей с Лешим пошутили.
Сказочница: А чтобы шутникам не было скучно, давайте все вместе сочиним сказку про них. (Дети садятся в круг. Каждый говорит по предложению. Сказка начинается со слов: «Жили – были два приятеля …». Сказка продолжается по кругу.)
После того, как дети составят сказку, сказочница возвращается к себе в страну сказок.
Сказочника: До свидания, дети!
Дети: До свидания!
Рефлексия.