СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе .Тема Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе .Тема Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка"»












Конспект занятия

по развитию речи

в старше-подготовительной группе.

по теме Пересказ рассказа Л.Н. Толстого


«Косточка»










Воспитатель Халикова З.У.








Программное содержание:

1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.

2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.

3. Развивать умение, пересказывать, опираясь на модели и личный опыт.

4. Формировать навыки словообразования, учить образовывать прилагательные в существительные мужского и среднего рода.

5. Совершенствовать монологическую и диологическую форму речи.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7. Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.


Словарная работа: горница; сочла; проглотил;


Методы и приёмы:

 

беседа, чтение, моделирование, вопросы, указания, пересказ по частям, поощрение, наглядный приём и игровой.

 

Оборудование: рассказ Л. Толстого «Косточка», иллюстрации к рассказу. мнемотаблица,














Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие.

Загадывание загадки о семье.


Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я»-

Что получится? (Семья)


2. Беседа.

Восп. Ребята, а что такое семья?

Дети. Семья –это когда в доме живут все дружно. Это самое дорогое, что есть у человека, где любят и заботятся друг о друге.

Восп. В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье –это дедушка и бабушка. Моложе дедушки и бабушки –это мама и папа . младшие в семье –это дети. Все члены проживают в одном доме.

Как можно назвать такую семью ? (дружная семья)

А еще какая может быть семья? (трудолюбивая, заботливая, спортивная, музыкальная, веселая, богатая,любимая)


Проговаривание чистоговорок.

Бы, бы, бы, -чистит бабушка грибы.

Мы, мы, мы ,-помогаем маме мы.

Аф,аф,аф, -папа чинит шкаф.

Ва . ва, ва,- с папой пилим мы дрова.

Ок,ок, ок, у мамочки сынок.

Сы.сы, сы, -есть у дедушки усы
За.за,за,- у мамы добрые глаза.

Ра,ра, ра, -у нас с братом дел гора.

Я,я,я,-это вся моя семья.








3. А сечас ребята давайте с вами подойдём к нашей библиотеке. Посмотрите сколько у нас красивых красочных книг. Все эти книги написал Л.Н.Толстой. А теперь ребята обратите внимание на доску.

Воспитатель. Ребята, кто это? – .

- Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы.

Сегодня я хочу познакомить вас с одним его произведением которое называется «Косточка»


Чтение рассказа «Косточка» воспитателем.

Понравился вам рассказ? – (Да.)



4.Вопросыпо содержанию



Как называется рассказ? ( Рассказ нызывается «Косточка»)

Кто автор этого рассказа ( автор этого рассказа Л.Н.Толстой)

Кто главный герой рассказа? ( главный герой рассказа мальчик Ваня)

Ребята, расскажите, где увидел Ваня сливы, и что ему захотелось?

(Сливы лежали на тарелке, он нюхал их и хотел съесть, потому что никогда их

не ел.

Почему он сразу не взял их?

(Мама не разрешала брать ничего без спроса.)



Ваня был послушным, как вы думаете?

(Да, поэтому он и не брал сливы.)



Что же случилось с Ваней?

(Он не удержался, схватил одну сливу и съел.)

·       

А как мама узнала, что одной сливы нет?

(Она их сосчитала.)

·       

Что спросил отец за столом?

(Дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Дети сказали - нет и Ваня тоже, и покраснел.)

А почему?

(Ему было стыдно, что он обманывает всех.)

Расскажите, что сказал отец детям?

1-человека рассказывают.

·      

  Как Ваня себя выдал?

(Он испугался, что умрет.)

·       

Почему Ваня заплакал?

(Он понял, что обманывать нельзя, ему было стыдно.)

·       

А почему все засмеялись?

(Им было его жалко, они любили Ваню.)

·       

А как бы вы поступили на месте Вани? (Я Бы подождал когда мама сама даст слив.

5.Дидактическая игра. «Скажи по другому»

Приглашаю поиграть в одну игру .У меня есть волшебный кубик с трудными словами которые встречаются в рассказе. Сейчас мы будем переворачивать куб и обьяснять значение слов.

Горница (светлая красивая комната), сочла (посчитала),побледнел(стал белым от испуга),покраснел как рак( от стыда стал красного цвета)



Я вижу, вы ребята хорошо внимательно слушали. Давайте теперь отдохнем.





6. Физминутка.

1,2,3.4. Кто живет у нас в квартире.

1.2,3,4,5.Всех могу пересчитать,

Папа, мама. брат. сестра.

Кошка Мурка два котенка

Мой сверчок щегол и я –

Вот и вся моя семья.



7. Мы немножко отдохнули , а теперь послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить,потому что будем пересказывать.

Посмотрите на доску на ней вы видите картинки которые помогут вам во время рассказа.

Пересказ рассказа «Косточка» детьми.

Воспитатель Молодцы ребята.

Рефлексия:

Как хорошо когда у человека есть дружная семья.А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Как называется рассказ который вы сегодня пересказали ?Кто автор рассказа?

Что вы бы пожелали своей семье?.

Проект «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Элла Прокопенко
Проект «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Разработали: Прокопенко Э. Г,

Цитата по теме:

«Детская книга должна быть «открытием мира» для ребенка, должна расширять его знания о земле, о людях, воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства, прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии»

С. Я. Маршак.

Актуальность:

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

К большому сожалению, современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Тема проекта: «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Цель: способствовать формированию интереса и потребности у детей старшего дошкольного возраста в чтении детских произведений С. Я.

Маршака.

Задачи:

1. Развивать умение вслушиваться в ритм поэтического текста, выразительно читать стихи, участвовать в драматизации.

2. Развивать интерес к художественной литературе.

3. Воспитывать любовь и интерес к книге совместно с родителями.

4. Развивать познавательную, речевую активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

5. Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности.

6. Продолжать развивать доверительные, партнерские отношения между ДОУ и семьей.

Проект будет использоваться в следующих видах деятельности: игровой, двигательной, совместной.

Новизна проекта состоит:

Новизна заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям совместно заниматься творческой деятельностью. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность.

Материал и техническое обеспечение:

Подбор художественной иллюстрируемой литературы, наглядного материала, загадки, дидактические, сюжетно-ролевые игры, маски для драматизации, пополнение игровых уголков атрибутами для сюжетно-ролевых игр, ИКТ, раскраски по произведениям СМаршака, настольный кукольный театр «Кошкин дом» ,игровые атрибуты для подвижных игр.

Участники проекта:

1. дети и родители старшей группы(5-6 лет)

2. воспитатели: Э. Г. Прокопенко.

Вид проекта: фронтальный, социальный, краткосрочный. (1неделя)

Тип проекта: творческо-информационный.

Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.

Форма:

1. иллюстративно – наглядный материал.

2., дидактические, сюжетно-ролевые игры.

3. беседы, чтение стихов, произведений, загадки

4. драматизация «Сказка о глупом мышонке»

5. настольный кукольный театр «Кошкин дом»

6. мини библиотека. «Книжки Маршака»

7. Творческая мастерская «Раскраски по сказкам»

8. Участие в творческом конкурсе на уровне МБДОУ «Творчество по произведениям С. Я. Маршака»

9. Использование ИКТ, презентация «Знаменитый детский писатель Маршак»

Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)

Беседы:

Беседа «Моя любимая книга», рассматривание иллюстраций к сказкам Маршака: Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака; развивать связную, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы:

«Тихая, тихая сказка»,, «Где обедал воробей»«Кошкин дом»«Рассеянный»«Усатый полосатый»«Сказка о глупом мышонке»«Багаж»: познакомить с произведениями СМаршака, формировать устойчивый интерес к книге.

Настольный театр «Кошкин дом»: продолжать формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, стимулировать желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалоге героев.

«Загадки по сказкам»: развивать мыслительную, познавательную активность, развивать связную, диалогическую речь.

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом?»«Расскажи до конца»:продолжать закрепить знания детей о содержании и героях сказок, активизировать речь детей.

Творческая мастерская «Раскраски по сказкам»: вызвать интерес к сказочному образу; закреплять приемы закрашивания больших поверхностей.

Сюжетно-ролевые игры:

«Вокзал» по стихотворению «Багаж»

:развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»

Разучивание стихотворений из произведения «Детки в клетке» и «Круглый год»: способствовать развитию эмоционально-выразительной речи, развитию правильной интонации, темпу, громкости, тембру, голоса; соответствию образцу речи взрослого.

Рассматривание иллюстраций из мини-библиотеки «Книжки Маршака»: продолжать формировать интерес к книге, ее рассматриванию; учить узнавать и называть героев знакомых произведений Маршака.

Просмотр презентации «Знаменитый детский писатель Маршак»:представить детям красочно-иллюстрированные слайды о детском писателе, его произведениях, используя интерактивность.

Драматизация отрывка «Сказка о глупом мышонке»: продолжать учить детей участвовать в драматизации, способствовать развитию интонационной выразительности речи, желание доставлять радость сверстникам (зрителям)

Творческая выставка: «Творчество по произведениям С. Я. Маршака»

привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

Фото отчет о проведении о проведении творческой выставки

http://11616.maam.ru/maps/news/207204.html

Консультация для родителей «Развиваем речь детей» http://11616.maam.ru/maps/news/201624.html

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили раннее знакомые и познакомились с новыми основными произведениями поэта. В следствии этого,дети повысили познавательную, речевую активность, коммуникативные навыки.

Совместно организованная и проведенная творческая выставка «Творчество по произведениям С. Я. Маршака» поспособствовали большему сплочению всего педагогического проц

-ja-marshaka-v-starshei-grupe.html