СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «В мире насекомых»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательную активность у детей о насекомых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «В мире насекомых»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Радуга»







Организованная образовательная деятельность

в старшей группе на тему «В мире насекомых»

(с использованием интерактивной доски)








Воспитатель:

Прохорова С.Ю.







Тутаев

2017 г.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе на тему «В мире насекомых» (с использованием интерактивной доски)

Задачи:

образовательные:

- расширение и уточнение знаний детей о насекомых;

- активизация словаря по теме;

развивающие:

-развитие познавательной активности через экспериментальную деятельность;

- развитие умения рассуждать, делать выводы;

- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, связной речи;

- развитие общей и мелкой моторики, координации;

воспитательные:

- воспитание бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание интереса к природе.

Материалы и оборудование:

- аудиозапись «Звуки природы», «Звуки насекомых»;

- картинки с изображением насекомых;

- видеофильм «Как появляется бабочка»;

- интерактивная физкультминутка для глаз «Маленькая пчелка»;

- рукавицы, манка;

- проектор, интерактивная доска;

- флипчарт с играми «Угадай насекомое», «Кто как передвигается», «Сколько ног у насекомых?», «Собери жука», «Кто чем питается», «Спрячь насекомое», «Что сначала, что потом», «Посади бабочку».





Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие «Утром ранним…»

- Я сегодня проснулась рано и очень обрадовалась, увидев, как солнышко умеет тепло и ласково здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

- Давайте и мы дружно и весело проведем этот день, узнаем много интересного и полюбуемся красотой, которая нас окружает.

- Ребята, нас окружают предметы, созданные руками человека. Это рукотворный мир. А есть мир, не созданный человеком, нерукотворный. Это мир природы. Послушайте голоса природы.

Аудиозапись «Звуки природы» (стр.1)

- Что вы услышали? (как журчит ручей, шумят деревья, поют птицы, шум ветра и т. п.)

2. Основная часть.

- Сегодня я приглашаю вас в мир природы - мир самых маленьких жителей на земле – мир насекомых. Мы с вами отправимся на полянку. Чтобы оказаться на полянке надо сказать волшебные слова: «Раз, два, три – покружись, на полянке окажись».

На доске картинка с изображением полянки.

- Вот мы и оказались на полянке.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

- О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом? (ответы детей)

- Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

Воспитатель обращает внимание на картинку.

- Каких насекомых вы видите на картинке? (бабочек, муравья)

- Где же остальные насекомые? (предположения детей)

- Что нам надо сделать?

Игра «Угадай насекомое» (стр.2)

- Я буду загадывать вам загадки и, если вы их правильно отгадаете, то насекомые появятся на полянке.

– Я зеленый, живу в травке. Уши у меня находятся на передних ногах. Если я пою поздно вечером, то утро будет солнечным. (Кузнечик)

– Я появляюсь в мае. Я летаю низко над землей и жужжу. У меня широкое туловище, две пары крыльев, шесть лапок, мохнатые усики. (Майский жук)


– У меня черная голова, круглое туловище, две пары крыльев. Верхние крылья красные и в черных пятнышках. Я питаюсь тлей и этим приношу пользу растениям. (Божья коровка)

– У меня длинное туловище и большие прозрачные крылья. На голове большие выпуклые глаза. Я могу ими смотреть сразу во все стороны. Я питаюсь комарами, мушками, мухами. И в полете могу надолго замереть на одном месте. (Стрекоза)

– Я очень полезное насекомое. Я собираю с цветов нектар и перерабатываю его в мед. У меня мохнатое полосатое туловище, прозрачные крылья и маленькие лапки. И еще у меня есть жало. (Пчела)

- Молодцы, вы отгадали все загадки. Как много насекомых живет на этой полянке! Назовите их.

- Как они передвигаются? (они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)

Игра «Кто как передвигается» (стр.3)

- Ребята, а сколько ног у насекомых?

Игра «Сколько ног у насекомых?» (стр.4)

- Что еще общего у всех насекомых? (тельце разделено на голову, грудь, брюшко, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики)

Игра «Собери жука» (стр.5)

- Ребята, чем питаются насекомые?

Игра «Кто чем питается?» (стр.6)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской - кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

Игра «Спрячь насекомое» (стр.7)

- Ребята, вы знаете, что одни насекомые приносят пользу, а другие – вред. Возьмите картинки, назовите насекомое и скажите пользу или вред оно приносит.


Игра «Польза-вред».

- Отгадайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- Кто улетел? (бабочка)

На доске картинка бабочка.

- Превращаемся в бабочек.

Физкультминутка «Бабочка».

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

- Ребята, вам нравятся чудеса?

- Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка.

Видеофильм «Как появляется бабочка» (стр.8)

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку стихотворением с движениями.

Координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.          (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как

крыльями)

- А теперь расскажем по картинкам.

Игра «Что сначала, что потом» (стр.9)

  • Бабочка отложила яйца на листике.

  • Потом появилась   гусеница.        

  • Гусеница питалась листьями и росла.        

  • Потом гусеница превратилась в куколку.          

  •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

- Ребята, посмотрите, какая веселая пчелка к нам летит.

Интерактивная физкультминутка для глаз «Маленькая пчелка» (стр.10)

- Теперь вы превратились в пчелок.

Игра-диалог «Пчелы, отзовитесь!»

-Пчёлки, пчёлки, отзовитесь!

Пчёлы (недовольно): Зум –зум –зум!

Зум – зум –зум!

-Пчёлки, пчёлки, покажитесь!

Пчёлы (недовольно): Зум – зум –зум!

Зум – зум –зум!

-Вам построю новый дом!

Пчёлы ( поднимаются, машут крылышками, удивлённо): Зум –зум –зум?

Зум –зум –зум?

-Так уютно в доме том!

Пчёлы (радостно): Зум –зум –зум!

Зум –зум –зум!

- Что вы знаете о пчелах? (ответы детей)

На доске картинки пчела на цветке, улей, соты, мед.

- Внутри цветов – запасы сладкого нектара. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчёлы. Пчёлы делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.

- Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются в пчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Ноги и тело пчелы, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

На доске картинка пчелы.

- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу? (предположения детей)

- Я предлагаю провести эксперимент.

Экспериментальная деятельность.

- У меня есть волшебные рукавички, надев которые можно превратиться в пчелок.

- У меня 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички. Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками. В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего. Мы будем бережно относится ко всему, что нас окружает.

Воспитатель читает стихотворение:

Мир насекомых так богат:

Летают, ползают, жужжат,

Окраской, формой удивляют,

Собой природу украшают.

Поднять они нам могут настроение

И часто вызывают восхищение.

Баланс в природе нужно сохранять:

Давайте их беречь и охранять!

3. Заключительная часть.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3, 4, 5 – вот и в садике опять!»

- Ребята, вам понравилось на полянке?

- Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Рефлексия «Посади бабочку» (стр.14)

-Внизу доски изображены бабочки разного цвета, а в центре - большая ромашка. Поселите на ромашку ту бабочку, которая соответствует вашему настроению. Если вы поселите красную бабочку, значит, у вас отличное настроение, вам было интересно, вы узнали много нового. Если поселите желтую бабочку, значит, у вас возникли какие-то трудности и настроение немного испортилось.

-Посмотрите, какой разноцветной стала наша ромашка, вы все хорошо работали. Молодцы!