СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Помощь фронту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Помощь фронту"»

Конспект внеурочного занятия «Помощь фронту из Котласа» 2 класс

Составила: Суровцева Ирина Алексеевна

Форма мероприятия: классный час

Цель: формирование патриотического сознания школьников, развитие гражданской позиции и активной жизненной позиции учащихся.

Задачи:

1. Образовательная:

- Формирование представлений о героизме защитников Отечества, исторических событиях и традициях помощи фронту.

2. Воспитательная:

- Воспитание чувства долга перед страной, готовности оказать поддержку военнослужащим и населению зоны боевых действий.

3. Развивающая:

- Развитие навыков общения, взаимопомощи, ответственности и инициативности среди детей и подростков.

Применяемые учебные пособия и оборудование: презентация, карточки, видеоролик, заранее подготовленные сообщения для детей.

Этапы

Ход занятия

Эмоционально установочный

(3 мин)

Приветствие.

Просмотр видеоролика «Всё для фронта. Всё для победы»

Наше занятие хотелось начать с такими словами «И тыл был фронтом».

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Верно. Тыл вносил большой вклад в ПОБЕДУ над врагом.

А какой вклад внесли люди нашего города?

Что изменилось в городе с начала ВОВ?

Предположите, о чем мы будем говорить на занятии?

Тема нашего занятия «Помощь фронту из Котласа»


Пропедевтический (подготовительный)

(2мин)

Кто знает, что такое фронт?

Фронт – это передняя, лицевая сторона(часть) чего либо, в военном деле передняя, обращенная в сторону противника сторона подразделений, а также группировка войск.

Что такое тыл?

Тыл – это часть концентрации военных сил, наиболее удаленная от противника.

Кто знает, как помогали жители Котласа фронту?

Какую цель поставим перед собой на занятии?

Деятельностный


Когда фашистская Германия напала на нашу страну? (22 июня 1941 года)

Чтобы определить о каком месте мы с вами будем говорить, предлагаю соотнести фотографию в годы Великой Отечественной войны и сейчас. Назовите это место. (Железнодорожный мост).

Как вы думаете для чего был построен мост? (ответы детей)

Почему он был так важен? (ответы детей)

Об этом нам расскажет ученица.

Строительство моста началось в декабре 1941 года. Одновременно возводили обходной путь длиной около 11 км и два свайно-ледяных моста общей длиной около 850 м. Временное движение через Северную Двину осуществлялось по свайно-ледяной переправе, которая располагалась в районе Жернаково и действовала до весны 1942 года.  

Вначале мост был в основном деревянным, металлическими фермами перекрыли лишь основные речные пролёты. Остальные мостовые фермы были из лиственницы (фермы Гау) — 30-ти метровые, из бруса 30х30.  

Движение по построенному комбинированному мосту было открыто 6 июня 1942 года и до 1944 года поезда ходили по этому мосту.  

В зиму 1943–1944 годов временные перекрытия и опоры заменили полностью металлическими фермами и постоянными опорами. К монтажу ферм приступили в декабре 1943 года, а к 15 апреля 1944 года реконструкция была закончена, и весь мост перекрыт металлическими фермами.

Чтобы определить следующее место, ваша задача собрать слово. (завод)

Кто знает, какой завод помогал фронту?

О работе Лименского завода расскажет ученик.

Лимендский завод в Котласе в годы Великой Отечественной войны был переоборудован для выпуска продукции, необходимой для фронта.  

Перед войной завод был самым крупным предприятием Котласа, строил пассажирские пароходы, земмашины и буксиры, выпускал продукции на 15 миллионов рублей в год.  

В июле 1941 года завод получил заказ на изготовление пятисот корпусов тяжёлых 100-килограммовых авиабомб и понтонно-мостовых переправ. 

Рабочие механического цеха приступили к обработке деталей боеприпасов, а в деревообделочном цехе — к изготовлению мостовых переправ.

Потребовалось переоборудовать несколько цехов: переставлять станки, делать пристройки, навесы, кабины. 

За годы войны завод изготовил более 67 000 корпусов авиабомб и 15 понтонно-мостовых переправ — это 416 понтонов. 

За успешное выполнение заданий правительства по изготовлению военной продукции коллектив 11 месяцев подряд награждался переходящим Красным знаменем ГКО и системы Наркомречфлота. 

Большинство работавших тогда награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 

Бывшие рабочие завода А. Меркушев и Ф. Харченко стали Героями Советского Союза. 

Как изменился завод с начала Великой Отечественной войны? (ответы детей)

Ребята, на фронте велись жесточайшие бои и было очень много раненых. Их развозили по всей стране.

И в городе был такой Эвакогоспиталь.

О нём нам расскажет ученица.

В Котласе для лечения раненых и больных воинов в первые месяцы войны было оборудовано два эвакогоспиталя № 2520 и № 2521 на 200 коек каждый. Эвакогоспиталь № 2520 был сформирован Архангельским Военным округом 10 июля 1941 года. 23 сентября 1941 года госпитали были объединены в один на 400 коек с сохранением наименования «Эвакогоспиталь № 2520». В действующую армию не входил. Госпиталю был определен профиль: лечение повреждений мягких тканей конечностей и повреждений частей верхних конечностей. В октябре 1941 года госпиталь передан из системы здравоохранения в военное ведомство и функционировал в составе Карельского фронта с 28 октября 1941 года по 18 августа 1942 года. Под госпиталь и его службы в городе было передано 7 зданий, из которых 4 здания определены под медицинские отделения, 3 - под штаб, общегоспитальную кухню и прачечную. 1-е медицинское отделение расположилось в одноэтажном деревянном здании хирургии Городской больницы (в старом больничном городке). 2-е медицинское отделение разместили в 2 корпусах: в помещении бывшей больницы водников, деревянном одноэтажном здании и в помещении бывшей школы медицинских сестер, двухэтажном деревянном здании. Для 3-го и 4-го отделений было предоставлено двухэтажное каменное здание школы на улице К. Маркса, построенное в сентябре 1941 года (сейчас в здании базируется Вспомогательная школа № 14). Отопление во всех зданиях - печное, водопровод имелся только в 1-м и 2-м отделениях. Управление, пищеблок, прачечная, кладовые располагались рядом с 1-м и 2-м отделениями. 1-е и 4-е отделения госпиталя были оснащены кроватями, а во 2-м и 3-м отделениях легкораненые и больные размещались на 2-х ярусных нарах. При госпитале был физиотерапевтический кабинет, лаборатория, аптека и зубной кабинет, имелось 7 ванн. Госпиталь имел эвакоприемник, который обозначался как Эвакогоспиталь № 2513 и базировался на пароходе «Гоголь», соответственно оборудованном и имевшем судовую команду и медицинский персонал.

Какое наименование получил госпиталь? (Эвакогоспиталь № 2520)

Какой профиль был определён госпиталю? (лечение повреждений мягких тканей конечностей и повреждений частей верхних конечностей)

Сколько зданий было передано? (7)

Эмоционально-рефлексивный (оценочный)

(5 мин)

О какая помощь была от Котласа для фронта?

Какую помощь мы можем оказать сейчас?

Для вас подготовлены карточки. Ваша задача зелёным цветом раскрасить, какую помощь мы можем оказать сейчас. А синим цветом, какую помощь люди оказывали в годы Великой Отечественной войны. Возможно что-то будет совпадать.

Выводы о достижении планируемых образовательных результатов:

1. Знания: Учащиеся получили представление о важности исторической памяти, значении патриотизма и гуманизма в обществе.

2. Умения: Школьники освоили практические навыки подготовки гуманитарной помощи. Эти умения способствуют развитию коммуникативных способностей и творческих талантов.

3. Навыки сотрудничества: Ученики проявляли инициативу, помогали друг другу в выполнении заданий, что способствовало формированию командных качеств и повышению уровня социальной активности.

4. Развитие личностных качеств: Оказали положительное влияние на воспитание моральных ценностей, чувство сопричастности к судьбе страны, ответственность и готовность помогать другим людям.

5. Патриотическое сознание: Участники занятия продемонстрировали понимание значения патриотизма и любви к Отечеству, осмысленно восприняли важность единства нации и взаимоподдержки в трудные времена.


Приложение методических материалов, используемых на мероприятии:

https://kotlaslib.aonb.ru/assets/projects/kotlas-wov-limenda-zavod.html