Организационный момент. -Дорогие ребята! Я вам предлагаю отгадать загадку, чтобы узнать тему нашего занятия. Что же мы будем сегодня с вами рисовать? Из липы доски сделаны, И прялки и лошадки. Цветами разрисованы Как будто полушалки. Там птички-невелички, Жар-птицы ввысь летят. Оживки разноцветные На солнышке блестят. -Правильно! Мы будем расписывать изделие: прялку. Сегодня мы познакомится ещё с одной росписью Северной Двины -ракульской росписью. Определение темы. Открытие нового знания. -Какие элементы вы видите в росписи? (кустики, птицы, декоративные листики) -Какие предметы вы видите на слайде? (набируха, шкатулка, прялка, разделочная доска; все предметы деревянные) -Рассмотрите пожалуйста прялку. Какие сходства мы можем наблюдать у прялок различных росписей (ракульская и уфтюжская). Информация педагога. Рассматривание иллюстраций. Центр Ракульской росписи - деревня Ульяновская, которая находится в нескольких километрах от впадения в Северную Двину небольшой речки Ракулки, по имени которой и назвали этот тип росписи прялок с желтым фоном. В деревне Ульяновская росписью прялок занималась только одна семья Витязевых. Ремесло в этой семье передавалось из поколения в поколение. В деревне и в округе, кроме семьи Витязевых, не занимался росписью. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и другие детали - усики, завитки, прожилки. В некоторых произведениях Ракульской росписи по всему орнаменту рассыпаны белые полукружия. Роспись ракульской прялки строится по четкой схеме. Фасадная сторона делится на три части. Нижняя часть - ножка и ее расширение, переходящее в лопасть, - заполнялась вертикальной веткой с крупными, симметрично расположенными листьями и черными усиками. Выше, на самой лопасти, в центре - квадрат, где в условной манере рисовалась птица, напоминающая сороку или курицу. Верхнюю, самую большую по размеру часть лопасти занимает ветка S-образной формы с крупными листьями. Основные цвета -В большинстве произведений Ракульской росписи главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Физкультминутка. Показ на доске педагогом. -Разделяем прялку на три части : нижняя, средняя, верхняя части. Последовательность рисования птицы. 1. Клювик и грудка на одной линии. 2. Головка маленькая, переходящая в грузное тело. 3. Намечаем крылышко и выделяем головку. 4. Заливка туловища цветом (если требуется). 5. Выполняем хохолок, лапки - 3 лучика из одной точки - и прорисовку хвоста. В нижней части таблицы показана раскраска курицы. -Далее вы будете работать самостоятельно. Сначала понаблюдаете за моей работой, потом продолжите. Поэтапное рисование ракульского кустика. 1. Начало кустика. Выполняем завиток в одну и другую сторону с уплотнением в виде листиков. 2. Наращиваем кустик. Добавляем к кустику листочки. 3. Получился пышно цветущий кустик. 4. Обводка листьев по контуру. 5. Украшаем кустик. Выполняем усики - черные штрихи, идущие из углублений между листиками. И последний штрих - разброс белых полукружий по всему рисунку кустика. -Кустики бывают не только S-образной формы, но и состоящие из нескольких листиков. -Для нижней части прялки есть композиции, которые можно нарисовать. -Так же в росписи присутствуют дополнительные элементы росписи. Но для того, чтобы приступить к росписи прялки, нам необходимо подготовить наши пальчики. Пальчиковая игра. «Держим кисточку» Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку Это трудно? Нет, пустяк! держат тремя пальцами выше ее металлической части. Вправо – влево, вверх и вниз. Движения кистью руки по тексту. Побежала наша кисть. А потом, а потом. Кисточку держат вертикально. Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! В процессе работы педагог помогает детям. Рефлексивно-коррегирующий этап. Рассмотреть все получившиеся прялки. - Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались? Вам было интересно? Что удалось? В чём возникли трудности? - Какие элементы ракульской росписи использовали? (птица, кустик, листья, завитки). - Какие краски использовали? (желтая, красная, черная, зеленая, коричневая). - Ребята, вы молодцы, очень старались. Предлагаю ваши работы оформить в виде выставки. Оформление выставки юных мастеров ракульской росписи. |