СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Русские народные праздники. Масленица». Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи: 

  • Дать детям знания о русском народном празднике Масленица.
  • Выучить народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: 

  • Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
  • Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Русские народные праздники. Масленица». Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице.»

«Русские народные праздники. Масленица».

Разучивание колядок, потешек, поговорок, стихов, песен о Масленице.



Образовательные задачи:

  • Дать детям знания о русском народном празднике Масленица.

  • Выучить народные потешки, заклички.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.

  • Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.


Ход занятия

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше стихотворение – приветствие: (психогимнастика)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Дети: Выполняют действия согласно тексту. Затем тихонько садятся за столы.

Воспитатель: - Ребята, раз все здесь, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Всё вокруг бело и нежно,

И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки —

Никого он не пугает,

Дети весело играют.

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица...

Дети: - Зима!
Воспитатель: - Чем вам нравится зима?

Дети:

Воспитатель: 

Кончился год, наступила зима,

Снегом пушистым покрыла дома,

Вьюга, мороз и сугроб во дворе,

Снова зима к нам пришла в… (Декабре).


Открывает календарь

Месяц, названный… (Январь)


После братца января

Очередь пришла моя.

А со мной два снежных друга:

Зимняя метель и вьюга. (Февраль)

- О чём эти загадки? (О зимних месяцах)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

Дидактическая игра «Кто больше назовет зимних слов».
- Какие «зимние слова» вы знаете? (Снег, мороз, иней, холод и т.д.)
-Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Молодцы!

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

Отгадайте загадку: Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит

И от злости ест дрова –

Целый час, а может два

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

Дети. Огонь.

Игра «Гори, гори ясно»

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Стой подоле - гляди в поле

Едут там трубачи

Да едят калачи

Погляди на небо

Звезды горят, журавли кричат

Раз - два - не воронь, беги как огонь.

Воспитатель. Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, всё равно придёт весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. 

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Воспитатель: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.  Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог. 
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили

лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий

показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий!

грозят указательным пальцем

Раз – подбросим,

подбрасываем воображаемый снежок

Два – поймаем,

«ловят» снежок

Три – уроним

«роняют» снежок

И сломаем!

топчут снежок ногами.

Воспитатель: На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Сёла и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка «Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (карандаш). Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.


Воспитатель. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

  • Красное, разожгись!
    С весной красною вернись!

  • Красно-солнышко,
    В дорогу выезжай!
    Зимний холод прогоняй!

  • Солнышко-колоколнышко,
    Ты пораньше взойди,
    Нас пораньше разбуди:
    Нам в поля бежать,
    Нам весну встречать!

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Воспитатель: Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Послушайте некоторые из них:

  • Как на масляной неделе
    Из трубы блины летели.
    Ой, блиночки мои,
    Подрумяненные!

  • Шила платье из капусты,
    Огурцом отделала.
    Рассердилась, платье съела,
    Что же я наделала?

  • Я на Масленку катался,
    Трое саней изломал,
    Ворона коня замучил,
    И милашку покатал.

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
- Зинка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
- А у Васьки на носу съели кошки колбасу!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Итог занятия.

Воспитатель: А сейчас ответьте на вопросы:

Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)

Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)

Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)

Что означает круглый блин? (солнышко)

Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чём они? 


6