Конспект занятия
в сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста «Прогулка в волшебный лес» педагог-психолог КГКОУ ШИ 14 г. Амурск, Хабаровский кр. Адмакина Екатерина Константиновна Цель занятия: Развитие психоэмоциональной сферы детей. Задачи:
Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Развивать навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для восстановления душевного равновесия.
Формировать умение обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышающие эмоциональную устойчивость ребенка.
Развивать у детей уверенность в себе.
Повышать сплоченность группы.
Форма проведения занятия: групповая, 4 человека.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Оборудование: фибероптический ковер «Звездное небо» - «Млечный путь» (толстая мягкая – плотная чёрная ткань, поверхность которой «испещрена» цветными светящимися точками. Ковер располагается на стене или полу сенсорной комнаты), мягкое напольное покрытие, пуфы, проектор, зеркальный шар, аудиозаписи со звуками леса, пения птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка, шума воды, музыка Ф.Шопен «Весенний вальс», музыкальный центр.
I часть. Вводная
Организационный момент занятия, приветствие.
«Пирамида любви».
(Звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс»)
Дети сидят в кругу.
Психолог: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло своих рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Психолог: А сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку в волшебный лес.
II часть Основная.
Игра-имитация «Послушай и угадай» (дети идут по ковру, перешагивают через пенечки)
По тропинке в лес пойдем, | Шагают друг за другом. |
Лужу мимо обойдем, | Обходят воображаемую лужу. |
Перепрыгнем ручеек, | Прыгают. |
Посмотрели мы налево, | Стоят, смотрят налево. |
Посмотрели мы направо, | Смотрят направо. |
Посмотрели вверх на солнышко, | Смотрят вверх, встали на носочки. |
Посмотрели вниз натравку. | Смотрят вниз, наклонились. |
Ах, как красиво! | Удивились. |
Психолог: И вот мы с вами пришли в лес. Садитесь поудобнее. Давайте послушаем звуки леса. (Прослушивание кассеты с записью звуков леса. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка).
-Чьи голоса вы слышали? Ответы детей.
Психолог: Итак, мы с вами находимся в волшебном лесу, и я предлагаю вам продолжить наш путь. Мы пойдём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ножки. А теперь под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Вдруг выпал снег. Мы идём по мягкому и пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу. Теперь мы идём по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листочки. Закройте глаза, прислушайтесь… Что вы слышите? Ответы детей.
- Мы пришли на другую полянку. Здесь живут светлячки (включается фибероптический ковер «Млечный путь»). Светлячки умеют менять цвет (дети проговаривают, какого цвета светлячки – красные, синие, зеленые, желтые). Давайте соберем их в кулачки и заберем с собой (дети имитируют собирание, прикладывают кулачки к уху и «слушают», как светлячки жужжат; при этом проговариваем, что когда светлячки довольны, то они жужжат тихо и нежно, а когда сердятся, то громко и грозно – эмоции удовольствия и злости).
По ковру дети вместе с психологом двигаются к тучке.
Психолог: Вот мы с вами подошли к большой тучке (Рассматриваем тучку). Посмотрите, как падает вода с тучки, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. (Слушают шум воды.)
III часть. Релаксация.
Психолог: Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок - пуфик). Но сначала, давайте выпустим наших светлячков. Раскрываем ладошки…
(3вучит релаксационная музыка.)
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Выключается свет, включается проектор и направляется на зеркальный шар.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
- Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!
Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
IV часть. Завершающая.
Рефлексия, прощание.
Психолог: Наступило утро. Ребята, пора возвращаться домой! Наши приключения продолжатся совсем скоро. Мы познакомимся с другими жителями леса и сказками.
Дети двигаются по ковру со словами:
- До свиданья, старый лес,
- Полный сказочных чудес!
- По тропинкам мы гуляли,
- На полянке поскакали.
- Подружились мы с тобой,
- Нам теперь пора домой.
Рефлексия. Обсуждение с детьми, что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
- До свиданья, дети! Мне было очень приятно с вами путешествовать по волшебному лесу!
Всем спасибо!