СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе: "Народные промыслы2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе: "Народные промыслы2»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Народные промыслы»

Цель: Развитие речи воспитанников через знакомство детей с изделиями народных промыслов.



Задачи:

Образовательные:

- Закрепление знаний воспитанников о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, филимоновская, дымковская и богородская игрушки), с их характерными особенностями;

- Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа;

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при пении частушек.

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству родной страны, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.



Материалы и оборудование:

Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Филимоново, богородская игрушка, кукла Марья- искусница, сундук, конверты с заданиями, мини- музей «Народные промыслы России»,разрезные картинки с иллюстрациями «Хохлома» и Гжель», презентация «Легенда о мастерах», набор цветочков красного и синего цвета (по количеству детей).



Ход НОД



Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей)



А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)



Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».



Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)



Откуда же берутся такие мастера? Хотите узнать, тогда присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу.



Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.



Мастера трудились, их мастерство росло, и повсюду стали появляться их изделия, это были и игрушки, и мебель, и посуда. С годами век технологий вытеснил мастеров, и изделий, выполненных руками мастеров, стало все меньше, они стали дорогими, и в разных городах стали создаваться музеи.



А кто знает, что такое музей? (ответы детей).А для чего они создаются?(для того чтобы сохранить историю русских ремесел и чтобы мы с вами могли увидеть изделия великих мастеров)



В прошлом году мы с вами с помощью ваших родителей создали свой мини - музей, давайте им полюбуемся экспонатами нашего музея.



Что такое экспонат? (ответы детей) Это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.



Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче



В гости к нам пришли,



Чтоб поведать нам секреты



Древней, чудной красоты.



Чтоб ввести нас в мир России



Мир преданий и добра



Чтоб сказать, что есть в России



Чудо – люди – мастера!



Дети вместе с воспитателем подходят к музею и замечают, что некоторых экспонатов нет, а вместо них лежат конверты с заданиями. Рядом с музеем стоит сундук.



Воспитатель: Посмотрите дети, это коварный Кощей – Бессмертный заколдовал наши экспонаты и поместил их в свой сундук, мы можем их взять, только выполнив его задания. Вы готовы вернуть их. Тогда присаживайтесь.



Чтобы расколдовать первый экспонат нам нужно взять коробку для сенсорики, в ней помещены дымковские игрушки. Вам надо на ощупь определить, что это за игрушка и рассказать о ней. По очереди приглашаются несколько воспитанников, которые рассказывают о дымковской игрушке, называют название, материал, описывают внешний вид.

Молодцы! Вы расколдовали дымковские игрушки, и мы можем вернуть их в наш музей.



Вы немного утомились. Чтобы сохранить ваши силы, давайте немного разомнемся и проведем физминутку.



Конь меня в дорогу ждёт.

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой

Быстро на коня вскочу,

И поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой,

Помашу тебе рукой.



Посмотрите, во втором задании мы сможем расколдовать сразу два ремесла. Вам надо разделиться на команды. Каждой команде я дам по конверту, в нем разрезная картинка. Ваша задача собрать ее и определить, какое ремесло на ней изображено.

Дети собирают картинки, называют ремесло, и один из представителей каждой команды рассказывает об этом ремесле.



Молодцы, вы вернули в музей хохломские изделия и гжель.



Чтобы ваши глазки отдохнули, проведем веселую гимнастику для глаз.



Проводится гимнастика для глаз на презентации.



В третьем задании предстоит расколдовать игрушку. Я буду читать загадку, а вы догадайтесь что это.

Ой, свистулечка какая,



Утка полосатая,



Необычная, смешная,



И чуть-чуть пузатая.



-Подожди минуточку



Ты откуда уточка?



Уточка свистит моя:



-Филимоновская я!



Кто из вас догадался, про какой промысел я говорю. Расскажите, откуда появились эти игрушки.(ответ ребенка)



Издревне весной на Руси устраивались гулянья, пели песни, водили хоровод и пели частушки. Кощею – Бессмертному скучно в своем мрачном царстве, вот он и просит, чтобы вы повеселили его и спели веселые частушки. (Несколько детей исполняют частушки).



Молодцы, осталось совсем немного. Забавные игрушки свистульки вернулись на свои места.



Давайте посмотрим, какого -же экспоната нам не хватает? Правильно –это богородская игрушка. Кто из вас может рассказать о ней. Чтобы ее вернуть давайте немного поиграем в игру «Один много». Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа

Дети встают в круг, воспитатель в середине с мячом, кидает мяч в руки и говорит слово в единственном числе, а ребенок в ответ во множественном. Пример: дымковская барышня – дымковские барыни, хохломской узор…, филимоновский барашек…



Итог Нод. Молодцы вы хорошо потрудились, вернули все экспонаты. Давайте подведем итог.



О чем мы сегодня говорили, что делали, что вам понравилось больше всего (ответы детей).



Рефлексия. Посмотрите в волшебном сундуке еще кто-то. Это же наша Марья – искусница, тоже пришла к нам в гости, посмотреть наш музей, да не с пустыми руками, она принесла вам раскраски «Народные промыслы».



Но она немного опечалена, ее платье за время путешествия немного выгорело, постарело. Давайте его украсим. На тарелочке цветочки: если вам все понравилось, было интересно, то украсьте платье Марьи красным цветочком, а если было скучно, то синим.