СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности на тему: "Крылатые выражения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности на тему: "Крылатые выражения"»

МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области











общекультурное направление

«Секреты русского языка»




КОНСПЕКТ

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

в 4 классе



Тема: «Крылатые выражения» 














Подготовила:

учитель начальных классов

1 кв. категории

Дюмина С.И.


Цели:

1.Познавательная: повторить понятия  фразеологизм, крылатые слова. 
2. Развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль,

Ожидаемые результаты: 
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 
Метапредметные УУД:

Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.


Средства обучения: Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики.




















ХОД ЗАНЯТИЯ:



Ι. Орг. Момент. Эмоциональный настрой. Постановка темы и цели занятия.

Вот и прозвенел звонок!

Начинаем наш урок!
Не теряя ни минутки,
Отправляемся мы в путь!
Возьми знания в дорогу!
И улыбку не забудь!


2.Мотивация. Проблемная ситуация .

Сценка «Три загадки».

Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него

напустились:

- Все видишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята!

        Не ссорьтесь!

        Помните о том,

        Что может быть беда.

        В дым разругаетесь,

        Потом – сгорите от стыда

-Ребята, а вы знаете откуда произошли выражения: «где раки зимуют», «из кожи вон лезет», «спит с открытыми глазами».

(Выступают дети с докладами)

1 выступающий: Выражение “я покажу тебе, где раки зимуют” связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек и озер и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходит, прежде чем крестьянин наловит раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел, а иногда и умирал. Отсюда и пошло – если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

2 выступающий: Два других оборота – “лезть вон из кожи” и “спать с открытыми глазами” - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. А если точнее, то плёночка, покрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

3. Информация по теме

-Ребята, так что такое фразеологизм

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. 

Сегодня будем работать с фразеологизмами.

- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть  ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова,  рассказах, стихотворениях.

- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.

        Итак, в течение занятия мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас материале, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть.

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

4. Основная часть.

Я предлагаю вам выполнить следующие задания:

Викторина

1 задание

(1 слайд)- Найдите в баснях Ивана Андреевича Крылова фразеологизмы и объясните их значение.


2 задание

(2 слайд) «Найди соответствия» 

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать  (прикусить язык…)
- засыпать  (клевать носом…)

- преувеличивать  (делать из мухи слона…)

- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать (бить баклуши, сидеть сложа руки)  


3 задание

(3 слайд) «Замени выражение  синонимами».  

Задания на карточках:

плясать под чужую дудку…действовать не по собственной воле, а по произволу другого

морочить голову…дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.

ломать голову…напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему.
зарубить на носу … запомнить

душа в пятки ушла…испугался

точить лясы…болтать

опустить руки … отчаяться, разочароваться

 Выйти из себя – сильно разозлиться, не сдержаться

(Проверка задания)

4 задание (1-2 мин.)

«Вспомни сказку».  (Устно)

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка) Слайд 4

- битый не битого везет;(Лиса и волк) Слайд 5

5 задание

 Закончите фразеологизмы. Слайд  6  (устно)

Голоден, как...12

Хитер, как...13

Надут, как …14

Труслив, как… 

Нем, как … 


5.Физминутка


6. Закрепление

Ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):

 

-Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть

-О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит

-О человеке, на которого сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок (рисунок козла) – козел отпущения

Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился

О человеке, который хорошо, свободно, непринужденно себя чувствует в любой обстановке (рисунок рыбы) – плавает, как рыба в воде


7 задание. 

- Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

( Заяц, кот, козел) наплакал;

(медвежья, собачья, волчья) услуга;

открыть (Африку, Америку, Австралию);

знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;

биться головой об (пол, стенку, дверь);

как мертвому (банки, припарки, горчичники).


Игра “Пантомима” 

Цель: показать артистические способности через полученные знания на уроке.

Объяснить с помощью мимики и жестов крылатые выражение, а ребята отгадывают.

  • Реветь в три ручья.

  • Уши развесить.

  • Пальчики оближешь. 

7. Итог занятия

-Для чего нужны фразеологизмы?

- А где можно найти значение фразеологизма? (ответы учащихся) Конечно в словаре. Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря)

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в разговоре. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Спасибо за работу! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу занятия мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки.

Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов.

Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)

8. Самооценка, рефлексия.

Подбери фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке:

-работал спустя рукава

-из рук вон

- через пень-колоду

- бить баклуши

- засучив рукава

- не покладая рук

- грызть гранит науки.

Завершить наш урок я хочу стихотворением В. Суслова

«Как работает слово»  
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! 
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:  
«Под камень лежачий вода не течет». 

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? 
Не дело, мол, «воду носить решетом»! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» 


youtube.com