МКОУ «Филипповская основная общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
общекультурное направление
«Секреты русского языка»
КОНСПЕКТ
ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
в 4 классе
Тема: «Крылатые выражения»
Подготовила:
учитель начальных классов
1 кв. категории
Дюмина С.И.
Цели:
1.Познавательная: повторить понятия фразеологизм, крылатые слова.
2. Развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль,
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Средства обучения: Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ι. Орг. Момент. Эмоциональный настрой. Постановка темы и цели занятия.
Вот и прозвенел звонок!
Начинаем наш урок!
Не теряя ни минутки,
Отправляемся мы в путь!
Возьми знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2.Мотивация. Проблемная ситуация .
Сценка «Три загадки».
Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него
напустились:
- Все видишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?
Тут дежурный как крикнет:
-Стойте, ребята!
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда.
В дым разругаетесь,
Потом – сгорите от стыда
-Ребята, а вы знаете откуда произошли выражения: «где раки зимуют», «из кожи вон лезет», «спит с открытыми глазами».
(Выступают дети с докладами)
1 выступающий: Выражение “я покажу тебе, где раки зимуют” связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек и озер и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходит, прежде чем крестьянин наловит раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел, а иногда и умирал. Отсюда и пошло – если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.
2 выступающий: Два других оборота – “лезть вон из кожи” и “спать с открытыми глазами” - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне всё видят. А если точнее, то плёночка, покрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.
3. Информация по теме
-Ребята, так что такое фразеологизм?
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения.
Сегодня будем работать с фразеологизмами.
- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях.
- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.
Итак, в течение занятия мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас материале, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть.
Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!
4. Основная часть.
Я предлагаю вам выполнить следующие задания:
Викторина
1 задание
(1 слайд)- Найдите в баснях Ивана Андреевича Крылова фразеологизмы и объясните их значение.
2 задание
(2 слайд) «Найди соответствия»
- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)
- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)
- бездельничать (бить баклуши, сидеть сложа руки)
3 задание
(3 слайд) «Замени выражение синонимами».
Задания на карточках:
плясать под чужую дудку…действовать не по собственной воле, а по произволу другого
морочить голову…дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.
ломать голову…напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему.
зарубить на носу … запомнить
душа в пятки ушла…испугался
точить лясы…болтать
опустить руки … отчаяться, разочароваться
Выйти из себя – сильно разозлиться, не сдержаться
(Проверка задания)
4 задание (1-2 мин.)
«Вспомни сказку». (Устно)
- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка) Слайд 4
- битый не битого везет;(Лиса и волк) Слайд 5
5 задание
Закончите фразеологизмы. Слайд 6 (устно)
Голоден, как...12
Хитер, как...13
Надут, как …14
Труслив, как…
Нем, как …
5.Физминутка
6. Закрепление
Ответить крылатым выражением (в помощь дается рисунок):
-Об очень большой тесноте в помещении (рисунок яблока) – яблоку негде упасть
-О полной тишине (рисунок мухи) – слышно, как муха пролетит
-О человеке, на которого сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок (рисунок козла) – козел отпущения
Об удачливом человеке, счастливом человеке (рисунок рубашки) – в рубашке родился
О человеке, который хорошо, свободно, непринужденно себя чувствует в любой обстановке (рисунок рыбы) – плавает, как рыба в воде
7 задание.
- Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.
( Заяц, кот, козел) наплакал;
(медвежья, собачья, волчья) услуга;
открыть (Африку, Америку, Австралию);
знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;
биться головой об (пол, стенку, дверь);
как мертвому (банки, припарки, горчичники).
Игра “Пантомима”
Цель: показать артистические способности через полученные знания на уроке.
Объяснить с помощью мимики и жестов крылатые выражение, а ребята отгадывают.
Реветь в три ручья.
Уши развесить.
Пальчики оближешь.
7. Итог занятия
-Для чего нужны фразеологизмы?
- А где можно найти значение фразеологизма? (ответы учащихся) Конечно в словаре. Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря)
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в разговоре. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Спасибо за работу! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу занятия мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки.
Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов.
Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)
8. Самооценка, рефлексия.
Подбери фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке:
-работал спустя рукава
-из рук вон
- через пень-колоду
- бить баклуши
- засучив рукава
- не покладая рук
- грызть гранит науки.
Завершить наш урок я хочу стихотворением В. Суслова
«Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…»
youtube.com