СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспекты по речевому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста.»

Календарно – тематический план решения задачи: развитие речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).

  2. Упражнять в выразительном чтении отрывка — причитания Снегурушки.

  3. Формировать интерес к образовательной деятельности.

  4. Снять усталость и физическое напряжения в процессе выполнения упражнений физминутки.

Материалы и оборудование. Красочные иллюстрации к сказкам «Колобок», «Кот, петух и лиса»; иллюстрации к сказке «Снегурушка и лиса»; кукольный театр «Снегурушка и лиса».


Деятельность педагога

Деятельность детей

Предметно – развивающая среда

Ожидаемые результаты

1.

Вводная часть

Воспитатель показывает иллюстрации к русским народным «Колобок», «Кот, петух и лиса», помогает детям вспомнить их вспомнить. Задает детям вопрос:

- Добрая ли лиса в этих сказках?

Подтверждает ответы детей: «Лиса хитрая, обманщица. Лукавая лисонька», — и напоминает отрывок из сказки «Колобок»: «Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький... Славная песенка! Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу».


Вспоминают название сказок по иллюстрации.



Отвечают на вопрос воспитателя, характеризуя лису.

Красочные иллюстрации к сказкам «Колобок», «Кот, петух и лиса».


Сформирован интерес к образовательной деятельности.






2.

Основная часть

Воспитатель сообщает детям, что не во всех русских народных сказках лиса хитрая, лукавая: «В сказке „Снегурушка и лиса“ эта хитрюга совсем другая.

Педагог читает сказку. Дает детям возможность высказать свои впечатления. Просит охарактеризовать лису.

Затем напоминает, что, усевшись на ветку, Снегурушка плакала. Воспитатель просит детей воспроизвести детей плач Снегурушки.





Физминутка

«Хитрая лисичка»
Лисичка рыжая шагает,
Хвостом дорогу заметает.
По снегу петляет зайка,
Вправо – скок и влево – скок.
Ты его, лиса, поймай-ка,
Убежит он со всех ног.

Внимательно слушают сказку, рассматривают к ней иллюстрации.

Высказывают свои впечатление о сказке, дают характеристику лисе.



Дети все вместе, а затем индивидуально пробуют припевать (упражнение на проговаривание звукосочетания ау и выразительное, интонационно верное воспроизведение причитания Снегурушки):

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!



Ходьба на месте.

Повороты вправо/влево

Прыжки с продвижением вперед.

Бег в среднем темпе.

Иллюстрации к сказке «Снегурушка и лиса».




Ознакомление с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).

Отработано умение выразительного чтения отрывка — причитания Снегурушки.




Снято физическое напряжение и усталость.

3.

Заключительная

Воспитатель предлагает разыграть сказку «Снегурушка и лиса» с использованием кукольного театра. Помогает детям выстроить диалог между персонажами.

В конце представления воспитатель прощается с персонажами сказки.

Активно участвуют в театрализованной деятельности.

Кукольный театр «Снегурушка и лиса».

Совершенствована диалогическая речь.



















Календарно – тематический план решения задачи: развитие речи. Повторение сказки «Снегурушка и лиса».
Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»
.

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

  1. Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса».

  2. Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

  3. Формировать интерес к образовательной деятельности.

  4. Снять усталость и физическое напряжения в процессе выполнения упражнений физминутки.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Снегурушка и лиса»; игра «Чудесный мешочек».


Деятельность педагога

Деятельность детей

Предметно – развивающая среда

Ожидаемые результаты

1.

Вводная часть

Воспитатель спрашивает у детей, кто такая Снегурушка и что с ней случилось («А Снегурушка ходила, ходила по лесу, совсем заблудилась»).

Просит вспомнить, как плакала, причитала Снегурушка, сидя на ветке дерева.

«Дедушка с бабушкой поблагодарили лису за то, что внученьку привезла, — продолжает разговор воспитатель. — Что они говорили, как лисоньку угощали?» Выслушивает ответы детей и зачитывает отрывок со слов: «Ах ты, наша дорогая! Войди к нам в избу...»

Внимательно слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы. Вспоминают сказку.




Иллюстрации к сказке «Снегурушка и лиса».


Сформирован интерес к образовательной деятельности.

Воспроизведена в речи детей сказка «Снегурушка и лиса».


2.

Основная часть

Педагог рассказывает детям о том, что в некоторых местах, особенно в горах, есть эхо: «Горы будто передразнивают людей, которые что-то кричат. Например, „Ау!“ — скажем мы все вместе громко и протяжно, а эхо ответит нам: „У-у-у“».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Эхо».

— Э-э-э-й! («Эй», — повторяет педагог, исполняющий роль эха.)

— Э-э-э-хо! («Хо-о-о», — произносит воспитатель чуть тише.)

— Э-э-э-ля! (Ля-я.)

— Эмма! (Ма-а.)

— Эдик (И-ик.) И так далее.

Воспитатель достает «чудесный мешочек» и объясняет детям правила игры. Он вызывает ребенка, который исследует предмет, ощупывая его в мешочке, сообщает, что это за предмет и из чего он сделан. (В мешочке могут находиться мелкие предметы из резины, дерева, металла, меха, лоскутки ткани и т. п.) Если ответ правильный, предмет остается на столе воспитателя, если ребенок ошибся, вещь возвращается в мешочек.

Физминутка

«Замри»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Потом их опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.

Дети играют в игру «Эхо».

















Играют в игру «Чудесный мешочек».









Топают

хлопают

качают головой

руки вверх, руки вниз

руки в «замок»

покружиться на месте.

Игра «Чудесный мешочек».



Сформировано умение произношения звука э (игра «Эхо»), и умение в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

















Снято физическое напряжение и усталость.


3.

Заключительная

Для закрепления правильного произношения звука э в словах, можно воспитатель читает детям русскую народную потешку: 

На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха!»

При повторном чтении дети проговаривают две последние строчки, упражняясь в интонационной выразительности их воспроизведения


Сформировано умение произношения звука э при использовании потешки.






Календарно – тематический план решения задачи: развитие речи. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»,
стихотворения А. Босева «Трое».


Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

  1. Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада.

  2. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).

  3. Упражнять детей в словообразовании.

  4. Формировать интерес к образовательной деятельности.

  5. Снять усталость и физическое напряжения в процессе выполнения упражнений физминутки.

Материалы и оборудование. Иллюстрации по теме «Зима», бумажные снежинки.


Деятельность педагога

Деятельность детей

Предметно – развивающая среда

Ожидаемые результаты

1.

Вводная часть

Воспитатель выясняет, помнят ли дети, как они радовались первому снегу, ловили снежинки, наблюдали, как они падали. «А почему вы радовались?» — интересуется педагог и выслушивает ответы детей.

Воспитатель читает рассказ Л. Воронковой «Снег идет». Затем спрашивает, рассматривали ли дети снежинки, что они заметили. После ответов детей зачитывает описание снежинок.


Внимательно слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации с зимними пейзажами.


Иллюстрации по теме «Зима», бумажные снежинки.

Сформирован интерес к образовательной деятельности.

Ознакомление детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет».

2.

Основная часть

«Зимой в хорошую погоду приятно гулять, — продолжает разговор педагог. — Можно снежинки ловить, можно... (снежки лепить, снежную бабу сделать, с горки съехать, на лыжах покататься...). Но лучшим другом малышей в зимнее время являются санки.

 

На заснеженной полянке

Я,

Зима

И санки.

Только землю

Снег покроет —

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке —

Я,

Зима

И санки». 

Воспитатель выясняет, понравилось ли детям стихотворение. Читает его еще раз.

Физминутка

«Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки согревают,
ручки потирают.
Чтоб не зябли ножки,
потопаем немножко.
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.

Внимательно слушают стихотворение.

Выражают к нему свое отношение.

Дополняют ответ рассказ воспитателя о зиме.





















шагают на месте



потирают рукой об руку

топают ногами

приплясывают

Иллюстрации по теме «Зима».



Выучено стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).
















Снято физическое напряжение и усталость.


3.

Заключительная

Воспитатель еще раз воспроизводит в памяти детей стихотворение. Проводит игру «Скажи ласково»: снежинка — снежиночка, крупинка... — (крупиночка), вертушка... — (вертушечка) и т. д.

Играют в игру «Скажи ласково».


Развито умение образовывать из одного слова, новое.















Календарно – тематический план решения задачи: развитие речи. Игра-инсценировка
«У матрешки — новоселье»
.

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

  1. Способствовать формированию диалогической речи.

  2. Учить правильно называть строительные детали и их цвета.

  3. Формировать интерес к образовательной деятельности.

  4. Снять усталость и физическое напряжения в процессе выполнения упражнений физминутки.

  5. Развивать творческие способности в процессе украшения елки в группе бумажными игрушками.

Материалы и оборудование. Набор деревянных строительных деталей (кубики, кирпичики, арки), матрешка, рисунок с изображением матрешки, разноцветные колокольчики, бумажные игрушки для украшения елки в группе.

Предварительная работа. Воспитатель просит старших дошкольников сделать из цветной бумаги фонарики (колокольчики) с петельками, чтобы их можно было повесить на елку в группе. Педагог готовит набор деревянных строительных деталей (кубики, кирпичики, арки).

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предметно – развивающая среда

Ожидаемые результаты

1.

Вводная часть

Дети сидят за стоящими в ряд столами, на которых вперемешку лежат детали конструктора.

Воспитатель рассказывает: «Подарили детям младшей группы красивую матрешку. Вот она! (Показывает игрушку.) Однажды матрешка смотрела книжку с картинками и увидела в ней еще одну матрешку. Матрешка стояла около красивого дома. Вокруг дома был зеленый забор, к дому вела дорожка. Вот какой дом был у матрешки! (Показывает рисунок.) Захотелось и нашей матрешке иметь такой дом. Скажите ей: „Не огорчайся, матрешка. Мы построим тебе дом. Видишь, мы уже приготовили кубики и кирпичики“».

«Пусть у меня будет красивый дом, — просит матрешка, — вот из таких кубиков (показывает на красный кубик)».

«Хорошо, — соглашается педагог, — пусть дети найдут и приготовят красные кубики. А я пройду и соберу их. Итак, кто успел раньше других найти нужные кубики?. У кого еще?» Просит детей отвечать так: «Еще у меня красный кубик!» («У меня тоже...»)

От красных кирпичиков, если таковые выбраны детьми, матрешка отказывается. «А пол в красном домике лучше сделать синий!» — «говорит» она.

«Хорошо, — соглашается педагог. — Попросим детей приготовить синие кирпичики».

Дети находят синие кирпичики; затем зеленые кирпичики и арочки (разного цвета), из которых будет построен забор; желтые кирпичики для строительства дорожки.

«Сейчас, — говорит воспитатель, — я построю тебе, матрешка, маленький домик».

«Мне очень нравится домик, — сообщает матрешка. — Большое вам спасибо! И я приглашаю вас на новоселье».



Внимательно слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы. Рассматривают рисунок с изображением матрешки.

Конструируют для матрешки новый дом.




Набор деревянных строительных деталей (кубики, кирпичики, арки).

Матрешка, рисунок с изображением матрешки.

Сформирован интерес к образовательной деятельности.

Развито умение правильно называть строительные детали и их цвета.


2.

Основная часть

«А мы с вами устроим праздничный фейерверк», — говорит воспитатель и предлагает детям взять у него со стола по фонарику (колокольчику) любого цвета. У 5–6 человек педагог выясняет, какого цвета игрушки они взяли.

Затем воспитатель продолжает: «Сейчас, матрешка, вокруг твоего домика загорятся синие фонарики (расцветут синие колокольчики). Видишь, сколько синих огней!

Погасли синие огни Смотри, матрешка, как красиво вокруг. Будто расцвели красные цветы».

Далее загораются желтые огоньки, затем зеленые.

Матрешка приглашает детей потанцевать.

Физминутка «Веселые матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Берут колокольчики, называют его цвет.



Дети поднимают вверх игрушки синего цвета и кричат „Ура!“



(дети опускают игрушки) и зажигаются красные. (Дети поднимают вверх игрушки и кричат „Ура!“)





Хлопают в ладоши

Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед

Топают ногами

Наклоны телом влево – вправо
Наклоны головой влево-вправо

Разноцветные колокольчики




Сформирована диалогическая речь у детей.












Снято физическое напряжение и усталость.


3.

Заключительная

Воспитатель предлагает детям украсить бумажными игрушками елку в группе.

Украшают бумажными игрушками ёлку в группе.

Бумажные игрушки.

Развиты творческие способности детей .