СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки глагола"

Просмотр содержимого документа
«Urok_Obobschenie_o_glagole_1426182484_111914»


Ход урока



  1. Организационное начало

С добрым утром начинаем день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и решать!

  1. Словарная работа

  2. Актуализация знаний

К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске.

( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)

С помощью каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?

(Учащиеся вспоминают правило).

- Подчеркните глаголы.

Повторение изученного о глаголе.

сказка «Глагол и его друзья».

« Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

  1. Целеполагание

- Сформулируйте цели урока, используя начало фразы:

Повторить … (материал о глаголе)

Проверить … (свои знания по теме)


  1. «Блиц-опрос»

- Что такое глагол?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются глаголы?

- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое ещё будет происходить?

- Согласны ли вы с утверждением, что глаголы в будущем времени отвечают на вопросы «что буду делать? что сделаю?»


Обобщение знаний о глаголе

  1. Время глаголов


Комментированное письмо


- Глаголы разберите по составу, устно определите время и род.

Купил пальто, цветут на берёзе, полетишь на самолёте, посадили яблони.


Работа с предложением

- Прочитайте предложение:

Весенее сонце осветила спартивную площядку.

- Что заметили?

(Ошибки).

- С красной строки запишите без ошибок это предложение.

- Подчеркните главные члены предложения, подпишите части речи.

- Что вы ещё можете сказать о глаголе «осветило»?

(Прош. время, ед. число, ср. род).



По рядам у доски дети определяют время глагола:

лежат - упала - поёт -

принесёт - слышим - играла –

молчали - расцветёт - тает -

клюют - белела - станцуют –

дышит - пригласил - ворчит –

зазвенит - закроет - погаснет –


Рефлексия: кто не ошибся в определении времени глагола, отметьте на полях.


  1. Неопределённая форма глагола

  • Работа в парах: слоги рассыпались, собрать слова.

  • Какие слова получили?

(Рисовать, беречь, найти).

  • Определите время этих глаголов.

(Определить нельзя, т.к. эти глаголы стоят в неопределённой форме).

  • Что вы ещё можете сказать про глаголы неопределённой формы?

(Оканчиваются на –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ).

  • Глагол «найти» очень хочет попасть в настоящее время, но это у него никак не получается. Почему?

(Отвечает на вопрос «что сделать»?)

  • Образуйте от глаголов временные формы.

(Рисовать – рисовал, рисует, будет рисовать;

Беречь – берёг, бережёт, будет беречь;

Найти – нашёл, - , найдёт).



  1. Правописание частицы НЕ с глаголами



- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Весёлые рифмы» и запомните как можно больше глаголов с частицей НЕ:

– Слезь со стула!

– Не хочу!


– Упадешь!

– Не упаду!

– Отойди!

– Не отойду!

– Приедешь?

– Не приеду!

– Придешь?

– Нет, не приду!

– Услышишь?

– Не услышу!

– Найдешь?

– Нет, не найду!

– Слезаешь?

– Не слезаю!

– Решаешь?

– Не решу!

– Мечтаешь?

– Не мечтаю!

– Молчишь?

– Нет, не молчу!

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу, хочу!

- Какие глаголы с частицей НЕ вы можете назвать?

- Какую роль выполняет частица НЕ? (Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению).

- Как пишется частица НЕ с глаголами?


- Запишите предложение:

(Не)волнуйтесь за меня, мне немного (не)здоровится, но температура (не)поднимается.

Как написали глаголы? (исключение – нездоровится)


Рефлексия: кто не ошибся в написании глаголов, отметьте на полях.

4). Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. 

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.



Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.


  1. Релаксация (музыкальный клип «Мир водопадов»).


  1. Образование глаголов от других частей речи

Свеча, красный, мечтатель, вход, записка,морозный.

  1. Тест

  1. Глаголы отвечают на вопросы:

а) какой? какая? какое? какие?; б) что делать? что сделать?; в) кто? что?

2. Глаголы обозначают:

а) действие предмета; б) предмет; в) признак предмета.

3. Укажите глагол неопределённой формы:

а) белит; б) беречь; в) болел.

4. Какой глагол стоит в форме прошедшего времени:

а) плывёт; б) принесёт; в) покупала.

5. Найдите глагол среднего рода:

а) сияло; б) сияла; в) сияли.

6. В каком слове допущена ошибка?

а) не хотеть; б) не бояться; в) негодовать.


Самопроверка по образцу

Рефлексия: кто не ошибся, отметьте на полях.


  1. Подведение итогов

- Какие грамматические признаки глаголов мы повторили?

- Посмотрите на поля своей тетради, поднимите руки, у кого всё получилось.


- Вот что пишет о глаголе А.Югов:

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

- Почему автор произносит «хвалу» глаголу? Глагол выполняет важную роль, это самая часто употребляемая после существительного часть речи.


  1. Рефлексия

- Проанализируйте свою работу. Ответьте на вопросы:

  • Что узнал нового?

  • Что было особенно интересным?

  • Какую оценку мог бы себе поставить?

  • Что мог бы себе посоветовать?

  • Над чем стоит поработать?

8


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»