Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
«____»_________200_г.
ТЕМА: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: 1. В чем заключается значение огня в жизни человека и возникновения пожаров в повседневной жизни.
2. Ознакомление учащихся с основными группами причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
МЕТОД ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.
Расчет времени (мин) | Изучаемые вопросы | Замечания |
00-03 | Вводная часть. Орг. момент. Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия. | |
00-10 | Проверка усвоения пройденного материала. | |
00-25 | 3. Основная часть. Изложение нового материала. 1. В чем заключается значение огня в жизни человека? 2. Где наиболее часто возникают пожары и почему. 3. Основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни. 4. Примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем. 5. Неисправности электропроводки могут привести к пожару. Известные примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся за последние годы | |
-
| Ответы на вопросы. | |
00-03 | Закрепление материала темы. Краткий опрос по узловым вопросам темы. | |
00-02 | Разбор занятия и подведение итогов. | |
Руководитель занятия___________ А.В. Попов
8 класс
Тема: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива — железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830—1855 гг.).

Добывание огня:
1 — с помощью трения; 2 — огнива; 3 — спичек (используются с XIX в.)
Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).
Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведет к пожару.

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
слайд 1
Пожары возникали и возникают постоянно — на объектах
экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.

—— Запомните! ————-———————————————
Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность.
Задание:
Отметьте причины опасности в квартире и окружающей среде.
Объект | Причина |
| Люди | Техника | Природа | Другие причины |
Утюг | | | | |
Печь | | | | |
Телевизор | | | | |
Елочная гирлянда | | | | |
Лес | | | | |
Молоко на газовой плите без присмотра | | | | |
Молния | | | | |
Петарды | | | | |
Не потушенный костер в лесу | | | | |
Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня,
ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.
Внимание!
Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
слайд 2
В период с 1860 по 1910гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн. пожаров, которыми было уничтожено свыше 6,5 млн. крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом.
слайд 3
В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский писал, что пожары в Москве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нем и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались по крайней мере 7—8 тыс. домов.
Пожар на крестьянском дворе XIX в.
слайд 4
Московский пожар 1812 г.

Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Наполеона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.
В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти полностью выгорали каждую четверть века.
Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличивается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каждом жилище в настоящее время используются различные электроприборы (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми приборами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникновению пожаров в жилых районах.

слайд 5
Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота (источник огня) для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:
1) если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;
2) если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет.
Пожарный треугольник - простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой (источник огня) в результате химической реакции.

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.
Задание: Скажите “да” или “нет”
| Да | Нет |
Я знаю, как пользоваться телефоном. | | |
Я знаю, как позвонить в пожарную часть. | | |
Я знаю. Что сказать. | | |
Я знаю свой адрес и телефон. | | |
Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки. | | |
Я знаю запасные выходы в школе | | |
Я знаю как действовать в случае пожара | | |
Я знаю почему опасен дым | | |
Я знаю как двигаться в задымленном помещении | | |
Наиболее распространенные причины пожаров в быту
Неосторожное обращение с огнем
бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;
разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
небрежное хранение горючих жидкостей;
применение для освещения открытого огня.
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:
перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей;
эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.
Неправильная эксплуатация печного отопления:
неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
оставление топящейся печи без присмотра;
применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Шалости детей:
игра со спичками;
разведение костров в подвалах и на чердаках;
поджог тополиного пуха в летнее время;
нарушение правил обращения с пиротехникой.
Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов — криминальных, умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества.
Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары — это постоянно существующие бедствия.
Статистика
В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров (в 2001 г. — 246 тыс., в 2002 г. — 260 тыс., в 2005 г. — почти 227 тыс.), в которых гибнет в среднем 18—20 тыс. человек (в 2001 г. — 18 289 человек, в 2002 г. — 19 906 человек, в 2005 г. — 18 194 человека), а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50— 70 млрд рублей.
Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.
В 70—75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общественных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85—90% от общего количества.
По данным Главного управления Федеральной противопожарной службы МЧС России
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошел в 1845г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.
Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.
В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошел пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была присвоена самая высокая, пятая категория сложности. В тушении пожара принимали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники,
Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Действия в случае возникновения пожара
1. Вызвать пожарных по телефону 01, указать точный адрес пожара, этаж, что горит, есть ли угроза людям, назвать свою фамилию, имя, отчество и телефон, с которого звоните
2. При эвакуации жителей первую помощь оказать детям, пожилым, больным и инвалидам.
3. При возможности задействовать первичные средства тушения пожара.
4. Встретить прибывших пожарных и указать место пожара
5. При эвакуации лифтом пользоваться категорически запрещается
(в любой момент он может быть обесточен)
Вопросы
1. В чем заключается значение огня в жизни человека?
2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.
3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.
5. Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?
Задание
Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.
Тесты по теме: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1. При возгорании телевизора по какому телефону вы будете вызывать помощь?
1) «02»;
2) «04»;
3) «01».
2. С какого возраста разрешается детям играть спичками?
1) С 5 лет.
2) С 10 лет.
3) Спички не игрушка
3. Как вы поступите, если сами не можете ликвидировать очаг горения?
1) следует позвонить друзьям;
2) следует позвонить родителям;
3) следует сообщить пожарной службе;
4) следует покинуть помещение.
4. Какие правила следует выполнять, чтобы избежать вредного воздействия бытового газа?
1) следует открывать газовые краны максимально;
2) надо открывать газовые конфорки максимально;
3) не следует оставлять включенную газовую плиту без присмотра (закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли и залить огонь, а из открытого крана будет поступать в квартиру газ).
5. Назовите порядок включения электроприборов в электросеть в соответствии с правилами безопасного обращения с электроэнергией.
1) следует сначала шнур подключить к прибору, а затем к сети;
2) следует сначала шнур подключить к сети, а затем к прибору;
3) можно подключать в любом порядке в зависимости от прибора.
6. Почему нельзя заправлять керосиновые приборы (лампы, керогазы) во время их работы? Выберите ответ:
1) из-за высокой температуры;
2) из-за высокого давления;
3) может произойти возгорание.
7. При загорании масла на сковороде нужно? Выберите ответ:
1) Залить масло водой.
2) Закрыть сковороду крышкой.
3) Сбить пламя полотенцем.