СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия






ПЛАН ЗАНЯТИЯ

«____»_________200_г.

ТЕМА: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: 1. В чем заключается значение огня в жизни человека и возникновения пожаров в повседневной жизни.

2. Ознакомление учащихся с основными группами причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

МЕТОД ЗАНЯТИЯ: практическое занятие.


Расчет времени (мин)

Изучаемые вопросы

Замечания

00-03

  1. Вводная часть. Орг. момент.

Проверка наличия обучаемых, готовности к занятию, объявление темы и учебной цели занятия.


00-10

  1. Проверка усвоения пройденного материала.



00-25

3. Основная часть. Изложение нового материала.

1. В чем заключается значение огня в жизни человека?

2. Где наиболее часто возникают пожары и почему.

3. Основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4. Примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.

5. Неисправности электропроводки могут привести к пожару.

Известные примеры возникновения пожара по причи­не «человеческого фактора», случившиеся за последние годы



  1. Ответы на вопросы.


00-03

  1. Закрепление материала темы.

Краткий опрос по узловым вопросам темы.


00-02

  1. Разбор занятия и подведение итогов.


Руководитель занятия___________ А.В. Попов





8 класс

Тема: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия


Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков дре­весины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огни­ва — железной или стальной пластинки. При помощи кремния и огни­ва человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830—1855 гг.).


Добывание огня:

1 — с помощью трения; 2 — огнива; 3 — спичек (используются с XIX в.)


Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по сво­ему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).

Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существо­вания.

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использова­ния огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благо­даря освоению и умелому применению могучей силы огня.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспече­ния своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения стано­вится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведет к пожару.



Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее мате­риальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.


слайд 1





Пожары возникали и возникают постоянно — на объектах

экономи­ки, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях.




—— Запомните! ————-———————————————

Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и обще­ственных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность.

Задание:

Отметьте причины опасности в квартире и окружающей среде.

Объект

Причина

 

Люди

Техника

Природа

Другие причины

Утюг

 

 

 


Печь

 

 

 


Телевизор

 

 

 


Елочная гирлянда

 

 

 


Лес

 

 

 


Молоко на газовой плите без присмотра

 

 

 


Молния

 

 

 


Петарды





Не потушенный костер в лесу









Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная ску­ченность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня,

ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материа­лов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.


Внимание!

Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

слайд 2

В период с 1860 по 1910гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн. пожаров, которыми было уничто­жено свыше 6,5 млн. крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом.

слайд 3

В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский писал, что пожары в Моск­ве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нем и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались по крайней мере 7—8 тыс. домов.


Пожар на крестьянском дворе XIX в.

слайд 4

Московский пожар 1812 г.


Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Напо­леона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.

В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти пол­ностью выгорали каждую четверть века.

Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличи­вается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каж­дом жилище в настоящее время используются различные электропри­боры (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми прибо­рами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникнове­нию пожаров в жилых районах.




слайд 5

Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота (источник огня) для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:


1) если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

2) если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет.


Пожарный треугольник - простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой (источник огня) в результате химической реакции.


Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «чело­веческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей негра­мотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.

Задание: Скажите “да” или “нет”


Да

Нет

Я знаю, как пользоваться телефоном.



Я знаю, как позвонить в пожарную часть.



Я знаю. Что сказать.



Я знаю свой адрес и телефон.



Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.



Я знаю запасные выходы в школе



Я знаю как действовать в случае пожара



Я знаю почему опасен дым



Я знаю как двигаться в задымленном помещении







Наиболее распространенные причины пожаров в быту

Неосторожное обращение с огнем

  • бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не от­веденных местах;

  • разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

  • отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

  • подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

  • чистка легковоспламеняющимися жидкостями промаслен­ной одежды в закрытых помещениях;

  • небрежное хранение горючих жидкостей;

  • применение для освещения открытого огня.

Неисправность и неправильная эксплуатация электрообо­рудования:

  • перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;

  • повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;

  • оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;

  • расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, по­крывал и др.);

  • нарушение правил эксплуатации электроприборов, опреде­ленных в инструкции предприятий-изготовителей;

  • эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегу­ляторами.

Неправильная эксплуатация печного отопления:

  • неисправность печей и их плохая подготовка к отопительно­му сезону;

  • своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

  • установка металлических печей, не отвечающих требовани­ям пожарной безопасности;

  • оставление топящейся печи без присмотра;

  • применение для розжига печи бензина, керосина, дизель­ного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.

Шалости детей:

  • игра со спичками;

  • разведение костров в подвалах и на чердаках;

  • поджог тополиного пуха в летнее время;

  • нарушение правил обращения с пиротехникой.

Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов — криминальных, умышленных действий по уничтожению или поврежде­нию чужого имущества.

Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары — это постоянно существующие бедствия.

Статистика

В Российской Федерации за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров (в 2001 г. — 246 тыс., в 2002 г. — 260 тыс., в 2005 г. — почти 227 тыс.), в которых гибнет в среднем 18—20 тыс. человек (в 2001 г. — 18 289 человек, в 2002 г. — 19 906 человек, в 2005 г. — 18 194 чело­века), а материальный ущерб от огненной стихии составляет 50— 70 млрд рублей.

Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено не­осторожным обращением человека с огнем.


В 70—75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общест­венных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85—90% от общего количества.

По данным Главного управления Федеральной противопожарной службы МЧС России


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ


Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошел в 1845г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.

Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.

В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошел пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была при­своена самая высокая, пятая категория сложности. В тушении пожара прини­мали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники,

Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе не­возможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения от­рицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для это­го каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.











Действия в случае возникновения пожара

1. Вызвать пожарных по телефону 01, указать точный адрес пожара, этаж, что горит, есть ли угроза людям, назвать свою фамилию, имя, отчество и телефон, с которого звоните

2. При эвакуации жителей первую помощь оказать детям, пожилым, больным и инвалидам.

3. При возможности задействовать первичные средства тушения пожара.

4. Встретить прибывших пожарных и указать место пожара

5. При эвакуации лифтом пользоваться категорически запрещается

(в любой момент он может быть обесточен)




Вопросы

1. В чем заключается значение огня в жизни человека?

2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.

5. Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?



Задание

Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причи­не «человеческого фактора», случившиеся за последние годы в рай­оне вашего проживания.



















Тесты по теме: 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия


1. При возгорании телевизора по какому телефону вы будете вызывать помощь?

1) «02»;

2) «04»;

3) «01».

2. С какого возраста разрешается детям играть спичками?

1) С 5 лет.

2) С 10 лет.

3) Спички не игрушка

3. Как вы поступите, если сами не можете ликвидировать очаг горения?

1) следует позвонить друзьям;

2) следует позвонить родителям;

3) следует сообщить пожарной службе;

4) следует покинуть помещение.

4. Какие правила следует выполнять, чтобы избежать вредного воздействия бытового газа?

1) следует открывать газовые краны максимально;

2) надо открывать газовые конфорки максимально;

3) не следует оставлять включенную газовую плиту без присмотра (закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли и залить огонь, а из открытого крана будет поступать в квартиру газ).


5. Назовите порядок включения электроприборов в электросеть в соответствии с правилами безопасного обращения с электроэнергией.

1) следует сначала шнур подключить к прибору, а затем к сети;

2) следует сначала шнур подключить к сети, а затем к прибору;

3) можно подключать в любом порядке в зависимости от прибора.


6. Почему нельзя заправлять керосиновые приборы (лампы, керогазы) во время их работы? Выберите ответ:

1) из-за высокой температуры;

2) из-за высокого давления;

3) может произойти возгорание.

7. При загорании масла на сковороде нужно? Выберите ответ:

1) Залить масло водой.

2) Закрыть сковороду крышкой.

3) Сбить пламя полотенцем.