Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе
Тема: « Времена года. Осень»
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
- Уточнить и расширить знания детей по теме «Осень», учить знать и называть признаки осени, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование качественных прилагательных от существительных.
- Обучать детей составлению рассказа с опорой на картину;
- Упражнять в правильном дыхании;
- Развивать общую и мелкую моторику,
- Воспитывать культуру межличностных отношений: учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе.
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность, пояснения, разъяснения, указания с целью предупреждения ошибок);
- Игровой (динамические паузы);
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационные картинки (трава, ветер, дождь, небо); предметные картинки (дождь, трава, солнце, туча, лист, ветка, ветер, птица, цветок); картина «Осень» для составления рассказа; магнитная доска; муляжи овощей и фруктов; «чудесный мешочек»;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за изменениями в природе на прогулкеИ. Левитан «Золотая осень»; слушание П. Чайковский» «Октябрь. Осенняя песня»; чтение с последующим обсуждением : М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Осенний листопад», работа с предложением, с мнемотаблицей.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют поля,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
- А какое сейчас время года? (ответы детей)
- Да, наступила осень. Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. А какого цвета листья видели вы? (Желтые, красные, золотистые, оранжевые. При ответе уточнять, на каком именно дереве они видели листья названного цвета.)
2. Объявление темы.
- Сегодня мы поговорим об осенней поре.
Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос).
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья
Она радует нас разноцветьем листьев, листопадом. А какого цвета листья видели вы? (Желтые, красные, золотистые, оранжевые. При ответе уточнять, на каком именно дереве они видели листья названного цвета.)
«Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг».
3. Игра «Подбери признак».
Какая стала трава? — желтая, сухая...
Какое стало небо? — серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? — холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? — частый, холодный, моросящий...
4. Физминутка
Осенью
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Игра «Один – Много» (с опорой на картинки)
Ветка –ветки
Лужа-лужи
Туча – тучи
Лист – листья
Река – реки
Яблоко –яблоки
6. Воспитатель: Осень люди собирают урожай. ( воспитатель достает «чудесный мешочек»)
Игра «Урожай». Дети подходят по одному, достают муляжи овощей и фруктов и называют их. Затем подходят к столу, на столе стоят 2 корзины, поочередно дети кладут овощи и фрукты в разные корзины. (называя, что это – овощ или фрукт)
7. Дид/игра «Какой, какая ?».
- Лук (какой?) круглый, желтый, горький
- Яблоко (какое?) красное, сочное, сладкое
8. Физминутка «Овощи и фрукты»
Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты . (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
О огороде (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем))
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду))
Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)
9. Составление коллективного рассказа с опорой на картину«Осень». На доску выставляется картина «Осень»: Примерный рассказ.
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Идет маленький дождик. Трава пожелтела. Листья на деревьях стали разноцветные: есть красные, желтые, зеленые. Люди оделись в теплую одежду. Птицы улетают на в теплые края.
- Что мы составили? (рассказ)
Что должно быть у рассказа? (название, заголовок)
11. Итог занятия.
- Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какая игра запомнилась и понравилась больше всего?
- Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями.