Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
г. Коряжма, Архангельская область
Конспект НОД познание
в подготовительной группе
Тема: «Прошлое и настоящее нашей Родины»
подготовила
Шевелева Наталья Витальевна
воспитатель
Коряжма, 2017
Цель: обобщить и уточнить знания детей о прошлом и настоящем нашей Родины
Задачи :
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины, учить делать сравнительную характеристику жизни детей древних славян и детей современной России.
Познакомить детей с основными правилами народного этикета.
Развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражанию.
Материал:
Игрушки-самоделки: деревянные и резные фигурки животных, глиняные свистульки, фигурки из шишек и мха, кукольная посуда, картинки с изображением утвари – чугуны, горшки, крынки, глиняные миски, берестяные коробы, лукошки, фотографии люльки, тряпичная кукла
Организация: сидя на стульчиках.
Ход: Дети послушайте внимательно, что я вам сейчас расскажу.
Баю - баюшки – баю
Баю Верочку мою.
Приди котик.
Ночевать, мою доченьку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
Да кувшинчик молока.
Уж ты ешь не кроши,
Больше котик не проси!
Воспитатель: ребята, что же я вам такое спела?
Дети: вы спели колыбельную песню.
Воспитатель: дети, а какие колыбельные вы знаете?
Дети: про серого волка и другие.
Воспитатель: ребята, кто вам пел колыбельные?
Дети: мама и бабушка.
Воспитатель: ребята, а в какой вы кроватке спали, когда были маленькими?
Дети: в маленьких кроватках, детских.
Воспитатель: обратите внимание на фотографию на магнитной доске. Это деревянная кроватка, подвешенная к потолку. Её раньше называли люлька. В ней спали маленькие дети древних славян. В люльку родители клали к ребёнку маленькую куколку (показываю детям). Ребята, древние славяне не покупали кукол, а мастерили сами в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Ребята, пройдитесь по группе и найдите ещё игрушки – самоделки и принесите (дети выполняют задание). Ребята, назовите эти игрушки.
Дети: свистульки, матрёшки, медведи деревянные, лесовички из шишек.
Воспитатель: дети, а чем игрушки детей древних славян отличаются от игрушек современных детей.
Дети: игрушки покупаются в магазине, они пластмассовые, железные…
Воспитатель: посмотрите на мой столик, у меня много на нём картинок с изображением посуды. Помогите пожалуйста, выберите современную посуду и старинную утварь (дети выполняют задание). Девочки, назовите современную посуду.
Девочки: чашка, тарелка, ложка, поварёшка, супница, кастрюля, блюдце.
Воспитатель: мальчики назовите старинную посуду.
Мальчики: чугун, горшок, крынка, глиняная миска, берестяной короб, лукошки.
Воспитатель: молодцы, ребята. Отгадайте загадки:
Стоит девица в избе
Коса во дворе (печь)
Рогат – да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт (ухват)
Железный конь,
Скачет в огонь (кочерга)
Четыре братца под одной крышей живут (стол)
Воспитатель: хорошо, дети загадки вы умеете отгадывать. У древних славян как и у современных людей существовал этикет. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром, худого не замышляет. Его приглашали откушать хлеба-соли и сажали за стол на самое почётное место – у икон, рядом с хозяином. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелания добра.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Ручеёк» (дети играют).
Список использованной литературы
Зинина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2007. – 144с.