Муниципальная казенная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.А.Макоева с.Чикола
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Учителя начальных классов
Дзарасовой Л.Р.
2017 г.
Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель:
Формирование предметных умений:
Определять грамматические признаки имени существительного.
Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Оборудование: карточки для работы в паре, карточки для работы групповой. Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Подготовка учащихся к работе.
2.Создание условий для включения в деятельность.
- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.
II. Актуализация знаний
Работа над загадками
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки с вопросами .
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Кто? Лось)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем –не найдём.(Что? Роса)
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится .(Что?Луна)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Кто? Доктор)
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.
Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».
(Приложение №1).
Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом определяет свое незнание.
- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?
Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».
Формулирование проблемы, планирование.
Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные и не все знают, какие существительные можно отнести к одушевленным, а какие к неодушевленным существительным. У некоторых детей возникают частные моменты, н-р, слово «трава» относится к одушевленным или неодушевленным существительным.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
- Что вы узнаете сегодня на уроке?
Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Какая сегодня тема урока?
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».
- Какими способами мы сможем добиться этого?
Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения и т.п.
. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.235 (с.9)
- Прочитайте. О чем рассказывается в этом тексте?
- Что нового вы узнали?
- Рассмотрите свой карандаш. Из чего он состоит?
- Какое название можно подобрать к этому тексту?
_ Сколько частей в тексте?
- Прочитайте первую часть.
- Прочитайте вторую часть.
- Выполните задание.
- Прочитайте слова , которые вы подчеркнули.
- На какие вопросы они отвечают?
- Что они обозначают?
V. Физкульминутка.
VI. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа
Упр.236 (с.10)
Игра «Наборщики»
(Каждому ряду дается одно слово. Из этого слова нужно составить как можно больше имен существительных.)
Первый ряд. Аккуратность (арка, рана, крот, нос…).
Второй ряд.Землеройка (мерка, рой, лак, мак…).
Третий ряд. К
Приложение №1.
«Я знаю, я умею, я могу».
Ф. И.__________________________
В начале урока
В конце урока
1.Я знаю, что такое имена существительные.
2.Я умею находить существительные среди других слов.
3.Я знаю, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
4.Я смогу различить одушевленные и неодушевленные существительные.