Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я ждала этой встречи, думала, какие вы у меня, что я вам расскажу, о чем спрошу. И вот, наконец, смотрю на вас и вижу, что у вас умные глаза, что вы все нарядные и немного волнуетесь. Я тоже волнуюсь, ведь это наш первый самый настоящий урок!
Давайте сначала познакомимся! У нас в классе будут учиться пять мальчиков по имени Илюша, четыре Данила, две Даринки, есть Стасик, Вадим, Вероника, Анечка.. (учитель называет детей, а они встают с мест).
- А чем же мы с вами будем в школе заниматься?
Дети перечисляют школьные занятия.
Учитель:
Я расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя и лису
И про ягоды в лесу.
Ученик:
Вот и осень. Здравствуй, школа!
Прозвенел звонок веселый,
И вошли мы в первый раз
В светлый и просторный класс
Ученик:
Что здесь нужно?
Не лениться
И старательно учиться,
Чтоб про все на свете знать
И пятерки получать.
Учитель:
- Поздравить нас с первым школьным днем прилетел на воздушных шариках кот Леопольд. Что вы о нем знаете? (хочет жить со всем дружно)
- Кот принес нам в ведерке загадки, которые помогут нам вспомнить, какие предметы помогут нам хорошо учиться в школе.
Учитель вынимает из ведерка карточки с загадками и читает:
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Все рисунки вмиг сотрет,
Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (букварь)
Будем весь урок писать,
Пригодится нам... (тетрадь)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(Дневник)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться.
Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
За каждую загадку отгадавший ученик кладет коту в ведерко рыбку.
Учитель:
- Поздравить нас хотели и другие сказочные герои, но не все сумели попасть на урок и прислали телеграммы со своими пожеланиями и советами. Вот только они все перепутались. Где чья – ничего не понимаю. Поможете мне разобраться?
- Не вздумайте совать нос в чернильницу, не то вас посадят в темный чулан с пауками! (Буратино)
- Не забывайте чистить зубы по утрам и каждый день делайте зарядку! (Доктор Айболит)
- Если вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)
- Обязательно учитесь, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)
Забегайте утром в класс,
Громко топайте ногами,
Бросьте на пол свой портфель
И соседа потолкайте.
А учитель спросит вас –
На вопрос не отвечайте.
Посмотрите вы в окно,
Всех ворон там посчитайте. (Шапокляк)
Учитель:
- Посмотрите, как много сказочных персонажей у нас на доске. У каждого из них есть сказочный друг или подружка. Они находятся у вас на партах. Найдите пару своему персонажу и скажите, из какой они сказки.
Игра «Найди пару»
Учитель:
- А где живут сказки? (в книгах)
- У кого из вас есть свои книги? Кто вам их читает?
- А кто из вас уже сам умеет читать? Кто вас научил?
Сценка
Незнайка (заходит в класс с удочкой):
- Эй, ребята! Давайте все вместе пойдем на рыбалку!
Учитель:
- Ты забыл поздороваться, это невежливо! И потом, какая же рыбалка? Ребята пришли в школу, начался учебный год! И ты садись с нами за парту, тоже будешь учиться.
Незнайка:
- Учиться? Вот еще! Я и так умный!
Обожаю я лениться,
Не хочу совсем учиться,
Вот такой я ученик.
Посмотрите мой дневник!
Рву учебники, тетрадки,
Забываю о порядке.
Замечаний не люблю,
На уроках часто сплю.
Признаюсь, заданья на дом
Делать мне ужасно лень.
Книги мне читать не надо,
Буду я гулять весь день!
Учитель:
- Как же можно не уметь читать? Так недолго и попасть в глупое положение. Вот скажи-ка нам, с чем чай пьют?
Незнайка:
- Как с чем? С сахаром, конечно!
Учитель:
- Вот у меня две одинаковые баночки. В какой из них сахар, скажи, пожалуйста? Насыпь себе в чай, только не ошибись!
Незнайка:
- Да запросто! Сахар же белый! Ой, а они оба белые… Как же быть?
Гадает, выбирает одну банку, насыпает в чашку соли, пробует и кривится!
Незнайка:
- Ой-ой-ой!!! Вы зачем мне соль подсунули!
Учитель:
- А умел бы ты читать – прочитал бы надпись на баночке и не ошибся бы. Дети, что написано на этой банке? А на этой?
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай ещё страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать
Незнайка:
- Да? Я, пожалуй, останусь с вами. Только вот я не совсем знаю, что в школе делать можно, а чего – нельзя.
Учитель:
- Ребята, давайте расскажем Незнайке школьные правила. Я буду называть действие, а вы хлопайте, если это делать можно, или топайте, если в школе это не делают.
Игра «Разрешается – запрещается»
Шуметь,
читать,
играть в спокойные игры,
бегать по классу и коридору,
разговаривать с друзьями на перемене,
опаздывать на урок,
ходить по партам ногами,
бросать друг в друга бумажки,
внимательно слушать учителя,
поднимать руку, если хочешь ответить…
Незнайка:
- А букварь мне дадут?
Учитель:
- Дадут обязательно. Но ты должен запомнить правила обращения с книгами. Сейчас мы у ребят спросим.
Дети рассказывают, как надо пользоваться книгой.
Учитель:
- Мы даже портфель тебе сейчас соберем. У ребят на партах есть бумажные портфели и много картинок с предметами. Правда, не все, что там нарисовано, в школе пригодится. Дети сейчас выберут нужные картинки и приклеят к портфелям.
Игра «Собираем портфель»
Учитель:
- Ну, вот и подошел к концу наш самый первый урок. Мы с вами успели познакомиться, поиграть, почитать, вспомнить правила поведения, даже портфели сами собрали. Надеюсь, скоро вы все научитесь хорошо читать, писать и считать. Я желаю вам успеха!