I. Организационный момент. - Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом! - Куда вы пришли? - Для чего вы пришли? - Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте. «Ромашка» упражнение на развитие дыхания. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом) | На занятие логопедии Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…. Дуют на ромашку так, что бы сдуть бабочку. «Чистим зубки», «Часики», «Лошадки», «Гармошка» |
II. Развитие воображения, актуализация словаря по лексической теме. - Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. А теперь каждый подумает и скажет, что он видит вокруг себя. (слайд 1. Запись «Звуки леса») | Представляют себя в лесу, рассказывают, что видят вокруг себя. |
III. Повторение изученного материала. Повторение артикуляции и характеристик звуков с зеркалами. - Если бы мы в лесу потерялись, что бы мы кричали? - Назовите первый звук, второй звук. - Давайте возьмем зеркала, произнесем сначала [a]. Как открыт рот? На сколько пальцев? Есть ли преграда для воздуха? Можно его тянуть? Голос звучит? Значит, какой это звук? - Теперь звук [y]. Произнесем, посмотрим. Как открыт рот? Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Можно его тянуть? Есть голос? Значит, какой это звук? - Ууууу! Кто из зверей в лесу такое звук издает? (слайд 2) - Звук [ф]. Произносим. Есть ли преграда для воздуха? Какая преграда? Как расположены губы, зубы? Можно его петь? Какой это звук? Кто в лесу фырчит? (слайд 3) - Звук [д]. Как расположены губы? Есть ли преграда для воздуха? Какая преграда? Можно его петь? Есть голос? Какой это звук? Какой лесной житель издает такие звуки, стуча по дереву? (слайд 4) Изображения: волк, ёж, дятел. | - Ау! - [a], [y] - Рот раскрыт на 2 пальца, губы свободно раскрыты, нет преграды, можно тянуть/петь. - Гласный. - Рот «неплотно» закрыт, губы вытянуты трубочкой, нет преграды, можно тянуть/петь. - Гласный. - Волк. -нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. преграда – зубы. Звук нельзя петь, значит согласный - ёж. - Губы растянуты, преграда – язык, петь нельзя, голос есть. Согласный. Дятел. |
V. Изучение нового материала. 1) Отличия гласных и согласных звуков. - Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (записываются на доске) и запишем их в тетрадь. (слайд 7) Гласные | Согласные | можно петь | нельзя петь | нет преграды | преграда (рис. губы, зубы, язык) | голос | шум шум+голос | 2) Развитие долговременной памяти. - Разучим стихотворение. Если гласный говорят - Нет во рту у нас преград. (песенка гласных) (слайд 8) А если согласный сказать надо Во рту возникает преграда. (слайд 9) 3) Развитие логического мышления. - Послушайте загадку: А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки. (слайд 10) - Еще одна загадка: Этот гриб живёт под елью, Под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, Житель бора – … (слайд 11) - Мухомор съедобный гриб? А боровик? 4) Развитие фонематического анализа. Игра «Светофор» Каждому раздается «мухомор» и «боровик». - Какого цвета шляпка у мухомора? А у боровика? а) Изолированно на материале звуков. - Теперь слушайте меня внимательно. Если услышите гласный звук – поднимайте мухомор. Если услышите согласный звук – боровик. А, Б, О, Ы, Ш, М, Э б) На материале слогов. - Теперь слушаем внимательно первый звук. Поднимаем нужный гриб. ОМ, АТ, НА, УФ, ДИ в) На материале односложных слов. - Слушаем второй звук. Поднимаем нужный гриб. МЫ, ОН, ОНА, ЛЕС, ЛУГ, БРЕВНО. 5) Развитие позиционного анализа. Обращается внимание на картинки, выставленные при повторении (III). Раздать цифровые ряды. - Посмотрите на лесного жителя. Волк. Выдвиньте цифру, соответствующую месту гласной в слове «волк». На каком месте, какая? Потом согласные. Филин, лось, белка (слайд 12) | Перечисляют характеристики гласных и согласных звуков. Работают в тетрадях: запись даты и дня недели Разучивают стихотворение. Поют песенку гласных (ролик) - Мухомор. - Боровик. - Нет, ядовитый. - Съедобный. - Красный. Коричневый. Поднимают нужный гриб. Гласный – мухомор. Согласный – боровик. Выдвигают цифры, соответствующие месту звука в слове. |
VII. Закрепление пройденного материала. 1) Графический диктант. «Шифровка». Поработаем с вами шпионами. Будем зашифровывать слова. - Я диктую слова, а вы записываете только гласные: Лиса, кабан, филин. (слайд 14) - Я диктую слова, а вы записываете только согласные: Дупло, дерево, ветка. (слайд 15) 2) Развитие буквенного анализа, зрительного внимания. Карточки с буквами. - Закрасьте все гласные буквы красным карандашом. Если все правильно выполните – что-то получится. - Получается сердечко. Дорисуйте (обведите сердечко). 3) Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических представлений. Игра «Волшебный мешочек». - В «Волшебном мешочке» перемешались буквы. Подходите по одному. Доставай букву, ощупывай, узнавай. Эта буква гласная или согласная? Придумай слово, начинающееся на эту букву, связанное с лесом. (Или с этой буквой. Тогда какая первая?) В какой столбик запишем это слово? Где гласные или где согласные? - Подчеркните эту букву (из мешочка). Гласную – красным карандашом, согласную – синим | - иа, аа, ии - дпл, дрв, втк. Обводят все гласные красным. К М Л А У Ш О Ы Ц Ф В Т Н Г И П Т Э Д Л У Ш З Д Ф В П У Р Л Ж Щ Ы Д Ч С Н Т Б Н О Х К М А Х П Г С Д Л Н Ф Т Э М Г П К Щ Достают букву из мешочка. Придумывают слово, начинающееся на эту букву, связанное с лесом. Записывают слова в 2 столбика. Гласные | Согласные а,о,у,э,и |м,с,п,б,г,в,ф |