ГОУ ТО «Киреевская школа для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Клубный час
«Семья и семейные ценности»
в 4 классе
2017год
Подготовила и провела :
воспитатель начальных классов
Волкова Марина Станиславовна
Классный час на тему: «Семья и семейные ценности.» в 4 классе
Цель занятия: формирование коммуникативных навыков по теме «Моя семья».
Предметные умения:
.Строить свое монологическое высказывание о семье.
Метапредметные умения:
- познавательные: проявлять познавательную инициативность (умение отвечать на вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- регулятивные: научится владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- коммуникативные: научится адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание;
-личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
Осознавать необходимость овладения новыми знаниями.
Проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать свой вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
Формировать умения самостоятельной работы по алгоритму.
Уметь устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Уметь корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности.
Познавательные УУД:
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
1.Выражать собственное мнение.
2.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
3.Использовать языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Тип урока: комбинированный с использованием фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Образовательные технологии:
Информационно коммуникативные
Технология критического мышления
Организация пространства
Ресурсы.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
1.Презентация по теме: «Моя семья».
3.Компьютер.
4.Проектор.
5. Раздаточный материал.
Оборудование:
Ход занятия:
1 Организационный момент
Каждый поприветствуйте своего соседа. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло наших рук, а теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу.
Молодцы! Садитесь ребята. Скажите вам уютно на своих местах? Значит, мы с вами можем начать беседу?
(воспитатель зажигает свечу в подсвечнике)
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдем,
А зовется башня- (дом) (Слайд1)
-Скажите ,что я сделала?(зажгли свечу ,огонь)
- Как вы считаете, чем служил огонь для древних людей?(обогревал, давал свет, пищу).
-В далекие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя , давал людям свет , тепло и пищу.
-Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом , что может быть у человека.
(слайд2)
Ребята, взгляните на доску. На ней находится ребус давайте вместе его отгадаем. Какое слово в нем скрывается?( ответы обучающихся)
- Правильно, это слово " СЕМЬЯ".(слайд3)
- А как вы думаете, о чем мы с вами сегодня можем поговорим? (О семье)
- Верно, ребята. 15 мая – Международный день семьи.!
- И тема нашего занятия : «Семья и семейные ценности!» (слайд4)
Сегодня мы с вами поговорим : о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь (слайд5)
( Рассматривание плаката(7Я- моя радость)
- Как вы думает, почему слово семья состоит из 7Я?
- Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё.
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя?
-«Я, я, я»-Ева молвила-«Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Интерактивная игра «Семья»
Условия игры:
-Сначала дети свободно передвигаются по классу. По команде воспитателя они должны быстро образовать группу-семью.
Слушают и выполняют команды ведущего, образуя группы.
«Семья из 2 человек». «Семья из 8 человек», «Семья из 6 человек и 2 человек», «Семья из 4 человек»
По окончании игры дети делятся на семьи: садятся за столы группами по 4 человека.
Ребята, а из кого состоит семья? Давайте отгадаем загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
( на доске по очереди появляются солнышко и лучики) (слайд6)

Взгляните на доску у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик.
Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.
Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей если в ней будет царить, взаимопонимание и забота.
-А кого еще модно назвать родственником? (тетю, дядю и т.д.)
Семья –это такое же теплое слово, как и солнышко.
- Вы со мной согласны?
- Ребята , а что такое семья , как вы понимаете?
Если мы обратимся к словарю , то узнаем вот что: ( Определение из словаря Ожегова )(слайд7 - 8)
: «Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
-Вы согласны с этим утверждением?
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
-Как появилась семья?
Ученые считают, что семья возникла примерно 3 тыс. лет назад.
Славянское слово «семья» родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и с понятием «семя», от которого зарождается жизнь, и с понятием «Я», повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги — это четверо, сами супруги — еще двое и ребенок. (Классный руководитель сопровождает свой рассказ указанием на ребус.)
Вывод:
-Да,семья- это близкие ,родные друг другу люди.
Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага – огонек в этом домике.
-Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются. Чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому еще семью называют по – другому: «родительский дом».
-Послушайте ,как поет Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом»
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь мы входим из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
- У каждого человека есть своя семья, свой дом.
-И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом.
-Всему начало – отчий дом.
Что же такое дом? (Дети отвечают по кругу)
Вывод :
Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сёстры, дедушки и бабушки.
Лев Николаевич Толстой сказал: (слайд9)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Я хочу рассказать вам притчу:
"Однажды, очень давно , Бог слепил человека из глины, но у него остался маленький ее кусочек. Тогда Бог спросил человека:
" Что слепить тебе из оставшейся глины?"
Человек подумал и ответил :
" Слепи мне счастье".
Бог задумался , потом улыбнулся и протянул человеку глину и произнес:
"Ты сам можешь это сделать"
.
-В чем мораль этой притчи?
Правильно. Мораль этой притчи в том , что каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая она по вашему?
( ответы обучающихся)
-Вы еще не совсем взрослые, но от этого ваша роль в семье не становиться меньше, вы можете стать опорой и надеждой своей семье.
- Как вы думаете, что вы можете сделать для своей семьи? ( ответы обучающихся)
-Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.
Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Недаром русский народ слагал большое количество пословиц и поговорок о семье:
-Ребята давайте обратимся к истории нашего народа. Во все времена семья была самым большим достоянием, ее оберегали и ценили. Уважали стариков, и заботились о младших.
.- Вы знаете пословицы о семье? ( ответы обучающихся)
Работа в группах:.
Ваша цель: составить пословицу и объяснить ее смысл.
Из набора слов, которые находятся в конвертах, вы должны составить пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задания:
– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
(слайд10)
Давайте посмотрим на экран, каждая группа выскажет свое мнение по поводу значения пословиц.
- Как понимаете значение этих пословиц?
Воспитатель:
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали. А старики малых жалели. Все ели и пили, только не тужили.
Игра «Кто кому кто?»
-Алина, ты кто для мамы? (дочь)
-Кирилл,ты кто для бабушки? (внук)
-Саша, кто тебя называет сыном? (папа)
-Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
-Диана, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тётя)
-Катя, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сёстры)
Физминутка (слайд 11)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули.
-Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
-Из чего складывается семейное счастье?
Каждому из нас нужно такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть. Такое место твоя семья, дом.
Практическая работа.
Групповая работа: КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ” (слайд12)
Дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья.
Начнем строительство нашего общего дома.
-Друзья, вы не задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”? (слайд13) –
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
Сегодня на занятии можете построить «Дом своей мечты».
Пусть ваша команда превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома
Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.
Составить законы(заповеди) дружной семьи «Мой дом – моя семья»( слайд14)
-Что необходимо, чтоб семья была дружной и крепкой (ЗАБОТА
ДОБРОТА, УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ,
ТЕРПЕНИЕ, ЧУВСТВО ЮМОРА…
А что мешает вашей семье , удалите в трубу.
Отдых:
Закройте глаза (5 с.)
Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5 с.)
Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы (10 с.)
В вашей семье всегда будет ладно (3 с.)
В душе вашей будет светло и отрадно (3 с.)
В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.
Чтение стихотворения (Слайд15)
Логические задачи "Семья"
1. В семье два отца и два сына. Сколько всего мужчин? (3)
2. Ребёнок моего отца, а мне не брат. Кто это? (дочь отца- сестра)
3. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7)
4. В семье есть дедушка. Когда у него спросили, сколько ему лет, он ответил "Лет мне сто и несколько месяцев, но дней рождения у меня было 25". Как это могло быть? (29 февр)
5. Какую фигуру используют для наказания ребёнка в некоторых семьях в случае его непослушания? О каком виде угла идёт речь в вопросе?
Какие ещё углы бывают?
Правильно ли это, ставить в угол ребёнка?
Воспитатель:
А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы) бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА Традиции (слайд16)
- Наш класс – это тоже СЕМЬЯ.
5) Индивидуальная работа:
Говорят «дети – это цветы жизни», поэтому я предлагаю сделать свою семейную полянку из необычных цветов, лепестками которых будут ваши ладошки.
Дети накладывают цветы на плакат. - Смотрите, какой пёстрый букет у нас получился!
- Прекрасный подарок для нашего дружного класса!
- Он нам будет напоминать о сегодняшнем дне!
Фото класса (слайды 17 – 21)
.Беседа на тему «Мой класс- моя семья»
-Весь учебный год мы с вами много работали, чтобы класс стал дружной, сплочённой семьёй и как результат нашей работы получился альбом «Калейдоскоп интересных событий из жизни 4 класса», давайте посмотрим несколько фотографий и вспомним как интересно и насыщенно мы потрудились.
(Просмотр слайдов )
Рефлексия:
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилась наша беседа?
Воспитатель: За что вы можете сегодня похвалить себя?( Слайд 22 )
В чём вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Что Вам понравилось?
Скажите, вам по-прежнему уютно и комфортно на своих местах? (У ребят на столах лежат листочки с заготовками). Я предлагаю вам сейчас нарисовать настроение вашей семьи.
Ну что же, ребята, мне тоже очень понравилось. Я хочу вам сказать огромное спасибо за активное участие, за ваши ответы. Надеюсь впереди у нас с вами еще много интересного.
Мы – частичка своей Родины.
История семьи каждой – частица истории Родины. Весь народ – наша большая семья. Гордость за свою семью – гордость за свою Родину.
Заключение (слайд 23)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
В добрый путь, ребята!
В вечный поиск
Истины, добра и красоты,
Чтобы явью стали в вашей жизни,
12