Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Северный полюс»
Цель: познакомить детей с животными Крайнего Севера, особенностями их обитания.
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление.
2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Систематизировать знания детей об особенностях питания белых медведей. Закрепить представление о последовательности составления пищевой цепочки.
3 Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Ход занятия:
Вос-ль. Давайте вспомним мультфильм, который мы недавно смотрели (показ фрагмента) Что это за мультфильм?
Дети. Цветик семицветик.
Вос. Куда попала Женя? Что там она увидела. Кого встретила? (Ответы детей)
Вос.: А вы хотели бы туда попасть? Кого бы вы хотели там увидеть? (Ответы детей)
Восп-ль. Интересно я могу полететь так, или надо одеться?
Почему вы решили, что надо тепло одеться?
Дети. На Севере очень холодно.
Дети Можно поехать на поезде, на самолете полететь, поехать на машине, на ковре –самолете..
Вос. Ну давайте присаживайтесь на ковер-самолет, кому как удобно. А я, с вашего позволения, буду стоять.
Восп.: Располагайтесь поудобнее, взлетаем… Наш полет начался.
Видео
Мы летим над нашей планетой Земля и приближаемся к Северу. Посмотрите, все белым-бело. Как вы думаете –почему?
Дети.На Севере кругом снег и лед.
Вос. Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней?
Дети. Можно.
Вос. Где же растения? (Ответы детей)
Вос. Мы пролетаем над океаном. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. Здесь всегда холодно: и зимой и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где мы живем. Здесь полгода солнце скрывается за горизонтом, и бывает темно, а затем так же долго солнце не сходит с неба.
Вос. Мы снижаемся, приземлились. Не замерзли, ребята? Ой смотрите, смотрите!
(Видео с изображением белого медведя) Кто это?
Дети. Это белый медведь.
Вос. или ребенок (читает стихотворение)
Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Еще и пищу добывать,
Под лед полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.
Вос. Это самый крупный хищник на нашей планете. Только представьте: длина его тела достигает 3метров, а вес 700кг. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Под шубой прячется еще и толстый слой жира, который тоже согревает повелителя Севера.
Вос. Почему медведь имеет такой окрас шерсти?
Дети. Он белый, потому что вокруг все белым-бело.
Вос. Впадает ли он в спячку?
Дети Думаем, что нет.
Вос. Почему вы так решили?
Дети. Для медведя достаточно пищи круглый год.
Вос. Чем же питается белый медведь?
Дети. Моржами, тюленями, рыбой.
Вос. Как же медведю удается поймать рыбу или моржа?
Дети. Он хорошо умеет плавать и нырять.
Вос. Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лед. Зачастую медведь остается голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
Вос. А тюленей, моржей вы видели?
Дети. Нет!
Видео ТЮЛЕНИ.
Вос. Как вы думаете, чем они питаются?
Дети. Рыбой.
Вос. Где они больше времени проводят в воде или на суше
Вос. Или ребенок (читает стихотворение)
На льду ленивый как тюлень,
Но стоит в воду опуститься,
Лень пропадает словно тень.
Он под водой торпедой мчится.
Как вы думаете если станет мало рыбы в океане, что может произойти?
Дети. Тюлени и моржи могут погибнуть с голоду или перебраться на новое место, где много рыбы.
Вос. Если нет рыбы, уйдут тюлени, что изменится в жизни медведей?
Выстраивается пищевая цепь: рыба-тюлень-белый медведь.
Дети Медведи уйдут на новые места обитания.
Видео с плывущим медведем
Вос. А вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?
Дети. Может, она замерзает?
Вос. Так что, медведь выйдя из воды покрывается льдом?
Дети. Наверное, нет.
Вос. Почему же этого не происходит? (Предположения детей)
Вос. Мы можем это как-то проверить?
Дети. Да.
Исследовательская деятельность
В емкость с водой опустить руку и тут же вынуть. Обратить внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предложить тряхнуть рукой, вода осталось на руке. Затем руку протереть жиром (маслом) и снова опустить в воду и вынуть.
Вос. Что вы заметили?
Дети. Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Вос. Почему так получилось?
Дети. Жир не пропускает воду.
Предложить тряхнуть рукой. Капельки легко отлетели.
Вос. Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?
Дети. Шерсть пропитана жиром.
Восп.: Да, медведь ест много жирной пищи и поэтому у него выделяется много специального жира, который смазывает его шкуру.
Вос. Что-то я очень замерзла. Не пора ли возвращаться в детский сад?
Север прощается с нами красивым природным явлением, которое называется северное сияние.
Подведение итогов.
Восп.: В память о нашем путешествии и о тех животных, с которыми мы познакомились я хочу подарить вам вот эти расскраски…