Конспект урока физики в 7 классе
по теме: «Скорость. Единицы скорости»
Цель: обеспечение процесса усвоения понятия “скорость” и единиц её измерения
Задачи:
Обучающие - сформировать у учащихся представление о скорости. Познакомить с понятием и единицами ее измерения. Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием. Отработать вычислительные навыки. Закрепить полученные теоретические знания на практике.
Развивающие - развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Воспитательные - создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы к уроку:
· ПК, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Скорость. Единицы скорости» На прошлом уроке мы с вами изучили интересную тему. Давайте вспомним – как она называлась?
Учащиеся. Механическое движение
2. Проверка домашнего задания
Учитель. Да. Вы правы. Мы изучали механическое движение. Скажите, пожалуйста, что называется механическим движением? И приведите примеры механического движения
Учащиеся. (Дают ответ, приводят примеры Механическое движение – это движение, при котором изменяется положение тела относительно других тел с течением времени.)
Учитель. А какие основные физические величины характеризуют механическое движение? И какие основные единицы измерения этих физических величин?
Учащиеся: Путь (метр), время (секунда).
Учитель: А сейчас давайте вернемся к теме нашего урока. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: - Кто из вас может объяснить, что такое скорость? Может ли скорость быть больше или меньше? Можно ли скорость назвать величиной? Можно ли измерить?
Учащиеся: (высказывают предположения) скорость - величина, характеризующая быстроту изменения движения
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Да, действительно. В природе и технике мы постоянно видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее. Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.(слайд 4)
С
ϑ=
корость – физическая величина, показывающая какой путь прошло тело в единицу времени.
(учащиеся производят запись определения в рабочие тетради)
Основная формула для расчета скорости, где 
ϑ – скорость, измеряется в м/с; S- путь, измеряется в м; t- время, измеряется в с
Основной единицей скорости является 1 м/с. Но на практике часто используют другие единицы скорости. Например, на транспорте скорость удобно выражать в километрах в час км/ч, в космонавтике – в километрах в секунду км/с.
(учащиеся записывают в тетради формулу, а так же единицы измерения скорости)
Учитель: Как вы думаете, какое наземное животное может развивать самую высокую скорость?
Учащиеся: лев, гепард, человек….
Учитель: Каким же образом, можно выполнить перевод скорости в основную единицу измерения? Для этого вам необходимо запомнить и записать 108км/ч = 108*1000/3600 м/с= 30м/с
4 . Закрепление. (10 минут)
Учитель: Предлагаю вам самостоятельно решить задачу, условие которой вы видите на экране
Задача 1. Определить скорость самолета, который за время 0,5ч. пролетел расстояние 250км.
Задача 2. Найти время движения, если тело, двигаясь со скоростью 44км/ч, прошло путь 80 км
Задача 3. Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 40км/ч, а вторую со скоростью бОкм/ч. Найти среднюю скорость движения на всем пути.
Учащиеся: Решают задачу в рабочих тетрадях
Учитель: Решение данной задачи предлагаю записать на доске
(к доске приглашается учащийся, который записывает краткое условие, выполняет перевод величин в СИ, решает задачу с пояснениями и комментариями). Остальные учащиеся на местах сверяют полученные результаты, исправляют ошибки, задают вопросы.
Самостоятельная работа
Мотоцикл движется со скоростью 54 км/ч, а человек — со скоростью 2 м/с. Во сколько раз скорость мотоцикла больше скорости человека?
Один велосипедист проехал некоторый путь за 3 с, двигаясь со скоростью 6 м/с, другой тот же путь за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста?
Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10м/с, он проходит 1 км пути. Определите среднею скорость лыжника.
Подъемный кран поднял груз на высоту 18 м за 0,5 мин. На какую высоту поднимает этот же кран груз за 20 с?
Велосипедист и мотоциклист одновременно выезжают на шоссе. Скорость первого 12м/с, второго — 54км/ч. Обгонит ли велосипедист мотоциклиста?
Автомобиль первую часть пути (30 км) прошел со средней скоростью 15м/с. Остальную часть пути (40 км) он прошел за 1 час. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всем пути?
5. Домашнее задание. §17; учить формулу.
6. Итог урока.(3 минуты)
Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
Выставление оценок (с учетом работы в группе, индивидуальной работы, коллективной работы, самостоятельной работы)
Отметить лучших
Учитель оценивает работу учеников.
Используемая литература:
1. Учебник. Физика 7 класс. А.В. Перышкин . - М.: изд-во "Дрофа", 2009г.