СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 8 классе на тему «Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 8 классе позволит  расширить знания о растительном и животном мире, дать знания о заповедниках,заказниках и национальных парках,сформировать понимание необходимости охраны природы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 8 классе на тему «Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов»»



Конспект урока по географии

в 8 классе


Конспект урока географии в 8 классе на тему «Ресурсы растительного и животного мира. Охрана биологических ресурсов»

Цель урока: 

Образовательные : расширить знания о растительном и животном мире, дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парках. Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формирование понимания необходимости охраны природы.

Развивающие : развитие творческих способностей учащихся, развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний. 

Воспитательные : формирование экологического мышления и культуры у учащихся. Развитие толерантности и коммуникативных навыков. Формирование целостной картины мира.

Оборудование: компьютер, учебник, атлас, настенная карта "Природные зоны России", тесты, вопросы, презентация

Ход урока:

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Читаем наш любимый стишок( на доске)

В школу я бегу с утра

И кричу во всю «Ура!»

Потому что у нас сегодня география.

Я географию люблю

На урок всегда хожу.

Легко дается мне предмет

Его на свете лучше нет!

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

А) Работа по карте

перед вами карта «Природные зоны». Назовите и покажите на карте все природные зоны России с севера на юг.

Б) Работа по карточкам.

Ребята, перед вами карточка с вопросом о животном и растительном мире России, о приспособлениях к условиям обитания животных и растений. Вы читаете этот вопрос всему классу и даете полный развернутый ответ. Другие вас слушают и могут дополнять.

Вопросы

1. Как приспособились к условиям среды животные тундры?

2.Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни?

3.Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги?

4. Как приспособились к среде обитания животные степей?

5. Как приспособились к условиям среды обитания животные полупустынь и пустынь?

6. Почему в тундре не растут деревья?

7.Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница?
8Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

І І. Актуализация знаний

-Ребята, вы хотели бы гордиться нашей страной?(да)

-Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

(страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами,  достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос позволит вывести учащихся на понимание того, что достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.)

-Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?(климат, рельеф, почва, расти. и живот. мир)

-Какие природные ресурсы вам известны?(минеральные, водные, климатические земельные, , биологические, рекреационные)

-Какими природными ресурсами богата наша страна? (минеральные : недра страны имеют крупные запасы нефти, газа, угля, железной руды, апатитов, бокситов и др., водные: богаче водными ресурсами Сибирь и Дальний Восток, где живет меньшая часть населения страны; земельные: плодородные почвы имеют степные районы юга русской равнины и юга Западной Сибири, но большая часть России не может быть использована для земледелия, т.к. около половины территории имеют мерзлые грунты, а около ¼ территории России находится за полярным кругом; лесные: леса занимают 40 % территории особенно ценные хвойные породы –лиственница, ель, сосна; рекреационные: это ресурсы, которые используют для отдыха, восстановления здоровья человека.) 

-Какими природными ресурсами богата наша область ? (минеральные: нефть и газ –главное Так значит, что называется природными ресурсами? (природные ресурсы - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.)
-Распределите  природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые: возобновляемые (водные, земельные,  биологические, рекреационные); невозобновляемые: минеральные; неисчерпаемые ( климатические- это энергия солнца, ветра, текучей воды, приливов и отливов).

-Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить?   (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные

(на доске высказывания ученых )

- Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте высказывания ученого:

«Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись с вопросом, оправдает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…» ( Ю. Одум)

- О чем идет речь в этих высказываниях?( об исчезновения растительного и животного мира)

- Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира? (охранять, не истреблять животных)

Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока. Как вы догадались. Тема урока. Охрана биологических ресурсов. Ресурсы растительного и животного мира. Напишите тему урока в тетрадь. Подумайте и скажите, что хотелось бы узнать на уроке и чему научиться.(предположение детей) Молодцы и так наша задача: расширить знания о растительном и животном мире, знать что такое заповедник, национальный парк, заказник и как рационально использовать биологические ресурсы.

  Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы? Давайте вместе ответим на этот вопрос с помощью схемы.

-микроорганизмы разлагают органические вещества

-этим самым создают почву, повышают плодородие почвы

-деревья и кустарники защищают почву от эрозии

-участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)

-растения обогащают воздух кислородом

- растения влияет на климат, увлажняя воздух.

Есть среди животных и растений  вредные насекомые, грызуны, кровососущие, растения-сорняки, те, кто по-нашему мнению не приносит никакой пользы. Так ли это? 

 Я думаю, в природе нет вредных организмов. Комары, например, нам не нравятся, но личинками комаров (мотылём) питается рыба. Хищные птицы истребляют вредных грызунов и т.д.

Всегда нужно помнить о многочисленных связях, существующих в природе. Каждый из обитателей планеты выполняет свою роль.

Все-все на свете нужны

и мошки не меньше нужны, чем слоны

нельзя обойтись без чудищ нелепых

и даже без хищников злых и свирепых

нужны все на свете, нужны все подряд

кто делает мёд, и кто делает яд.

Плохие делишки у кошки без мышки,

 у мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности. Это биологические ресурсы. Откройте учебник на стр.161 и посмотрите на рисунок 124

И так, Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. 

-Ребята, что дают человеку растения?

(Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Ещё люди используют плоды дикорастущих растений- ягоды, орехи, фрукты, грибы.

 Луга, пастбища, сенокосы- это кормовая база животноводства.

Многие растения являются сырьём для производства лекарств. Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете и используете? (для заживление ран используем подорожник. От простуды – мать-и-мачеха, иван-чай, малина. При заболевание желудочно-кишечного тракта – зверобой, чистотел и др.)

Леса дают человеку древесину, химическое сырьё.

А ещё это места отдыха для людей. 

Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира.



-Как же человек может спасти животных и растений, нуждающихся в охране? (создать заповедники)

Верно, но не только заповедники, но и национальные парки и заказники.

А сейчас прочитайте на стр.163 учебника пункт «Особо охраняемые территории». 

-Ребята, ответьте на территории России сколько заповедников?(89)

-Сколько из них биосферных? (17)

-Что значит биосферный заповедник?(заповедник, в котором охраняются ландшафты: типичная тундра, типичная степь и т.д.)

-Крупнейший заповедник в нашей стране?(о. Врангеля, 800 тыс.га) 

-В каком году был построен первый заповедник?(1882)

-Ребята, кто знает чем заповедники отличаются от национальных парков?

(Заповедник-охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс,здесь запрещен любой вид хозяйственной деятельности.

А национальный парк –это охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами, но сюда допускается посещение туристов поспециальным маршрутам. )

-В России 29 национальных парков. А еще есть заказники-это территория,где постоянно или временно запрещены виды хозяйственной деятельности,здесь в отличии заповедника охраняется не весь природный комплекс ,а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов животных, растений.

А сейчас мы послушаем сообщение о заповедниках Татарстана.(Сибгатуллин Радик )
 Природа ещё раз испытывает нас на разумность. И вам придётся исправлять наши промахи, ошибки, наше недомыслие. Как?  Я думаю, теперь вы это знаете.. А закончить урок мне бы хотелось четверостишием:  

                                О, человек, что значишь ты

                                Без трав, без птиц?

                                И без пчелы в цветах дрожащих?

                                Без миловидных лисьих лиц?

                                Когда поймёшь ты, наконец,

                                Вгрызаясь в горные породы,

                                О, человек, венец природы!

                                Что без природы твой венец?

А теперь ответьте на вопросы

Сегодня на уроке мне удалось :

-узнать

-понять

-применять

-объяснять

-находить

Выставление отметок учащимся за работу на уроке. 

Домашнее задание:

  Параграф 29, вопросы устно, понятия выучить.