«Жизнь первобытных людей»
Урок-игра по истории в 5 классе.
Урок-игра «Жизнь первобытных людей»
Тема: «Жизнь первобытных людей»
Тип урока: обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока:
обучающая: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Жизнь первобытных людей»
развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и в группах, умение определять, сравнивать и объяснять понятия, даты, ставить и решать проблемы, продолжение формирования навыков работы с картой;
воспитывающая: воспитание чувства уважения к историческому наследию человечества
Планируемые результаты:
предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести;
личностные УУД: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
Класс делится на 2 команды и объявлятся правила игры (игра представляет путешествие по станциям «Картово», «Задачкино», «Кроссвордово», «Терминово», «Отгадайкино»).
После каждого задания объявляются промежуточные итоги, а в конце игры определяется победившая команда.
В начале путешествия учитель ставит задачу для учащихся, которую они должны выполнить к станции «Отгадайкино»
- Каковы основные черты первобытности?
Станция 1 . «Картово»
По одному от каждой команды вызываются к доске, где висит карта «Жизнь первобытных людей». Учащиеся выполняют работу на знание материала и умение пользоваться картой.
Задания:
1) Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2) Покажите предполагаемую область прародины человечества.
3) Покажите древнейший район земледелия.
4) Покажите наиболее древние стоянки человека и его предков
Станции 2. «Задачкино».
На станции «Задачкино» решаются творческие задачи:
Задача 1
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».
Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.
Ответ: Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.
Задача 2
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.
Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?
Ответ: Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.
Задача 3
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.
Задача 4
До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.
Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружающей природе.
Ответ: На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.
Станция 3. «Кроссвордово»
Учитель раздает кроссворд и просит его разгадать. После заполнения кроссворда учитель совместно с учениками проверяет правильность ответов учащихся.
По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.
По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.
Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя
Станция 4. «Терминово»
Проверяется знание терминов: Учитель предлагает учащимся открыть ячейки, под которыми скрываются термины, учащиеся должны дать определение:
История, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.
Станция 5. «Отгадайкино»
На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.
- Каковы основные черты первобытности? (Первобытность - это такой порядок жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)
Вывод записывается в тетрадь.
Подведение итогов урока
Выставление оценок
Рефлексия
Домашнее задание: Самостоятельно прочитать текст «Счет лет в истории» стр.29-32