Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого».
Цели:
Познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы;
Показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе;
Рассмотреть условия расцвета империи;
Исследовать причины и последствия ее распада.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья;
Объяснять причины образования и распада империи Карла Великого;
Выявлять закономерности исторического развития европейских государств.
Метапредметные УУД:
Формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
Использовать различные источники информации для получения необходимых знаний;
Формировать способность решать творческие задачи;
Представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Формировать умения работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний;
Давать характеристику исторических деятелей;
Формулировать свое мнение;
Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.
Личностные УУД:
Формировать мотивацию к изучению нового материала;
Освоить гуманистические традиции и ценности византийского общества;
Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: карта «Раздел Франкской империи», иллюстрации учебники, раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационно-целевой этап.
- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первым королем франков – Хлодвигом. Он создал Франкское государство, но его преемники не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства стали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог не только удержать власть, но и передать ее своему сыну Карлу, который в истории известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, и почему его так прозвали современники.
3. Актуализация знаний.
- Чтобы вспомнить уже изученный материал, давайте немного поиграем.
Игра «Узнай историческую личность».
Он истребил других военных вождей и многих своих сородичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг.)
Его имя означало «Молот». Будучи майордомом, он возглавил армию франков и нанес сокрушительное поражение арабам у города Пуатье. Тем самым он смог остановить продвижение арабов в Европу. (Карл Мартелл.)
Он родился в семье майордома. За свой малый рост получил смешное прозвище. Совет высшей знати провозгласил его королем. Он стал основателем новой династии европейских королей. (Пипин Короткий.)
Игра «Пойми меня».
Как называется период истории с V по XV вв.? (Средневековье)
Как называется организация общества с определенной территорией, властью, законами, сбором налогов? (Государство)
Как называлось государство франков? (Франкское королевство)
Как называлось земельное владение, дававшееся за несение службы и передававшееся по наследству? (Феод)
Как назывался управляющий королевским двором? (Майордом)
Как назывался владелец феода? (Феодал)
- Хлодвиг – первый правитель из династии Меровингов – создал государство франков. Пипин Короткий – первый король из династии Каролингов - укрепил Франкское королевство. Его сын Карл, правивший 46 лет, создал империю. В Средние века о Карле Великом было сложено много песен и легенд, которые воспевали его боевые подвиги, справедливость и мудрость.
- Предположите, какие вопросы мы должны сегодня обсудить и сформулируйте проблемный вопрос урока. (Ответы учеников)
- Тема нашего урока «Возникновение и распад империи Карла Великого». Проблемный вопрос: «Как возникла и почему распалась империя Карла Великого?».
- В рабочих листах вы можете увидеть план урока, по которому мы с вами и будем сегодня работать.
4. Работа по теме урока.
1. Карл Великий
- Роль личности в истории трудно переоценить. Сильная личность способна вершить масштабные изменения в жизни народа, общества, страны. Такой личностью в период Раннего Средневековья является Карл Великий. Средневековые хронисты и писатели обычно связывали успехи завоеваний Карла Великого с его выдающимися качествами правителя и полководца. Справедлива ли такая оценка? С этим вопросом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
- Приступаем к групповой работе. У вас на столах лежат задания для каждой группы и дополнительные материалы.
1 группа.
Познакомившись с дополнительными материалами и портретом Карла Великого, попытайтесь описать его внешность.
2 группа.
Познакомившись с дополнительными материалами и портретом Карла Великого, постарайтесь охарактеризовать личность Карла Великого.
3 группа.
Используя материал параграфа (п. 2, стр.27-28). Определите направления и цели военных походов Карла Великого. Результаты запишите в схему на рабочих листах.
4 группа.
Используя материал параграфа (п. 2, стр.27-28). Определите последствия военных походов Карла Великого. Результаты запишите в схему на рабочих листах.
Учащиеся выполняют задания и представляют результаты своей работы.
- И я вновь задаю свой вопрос: справедлива ли оценка средневековых хронистов, которые считали, что успехи завоеваний Карла Великого связаны с его выдающимися качествами правителя и полководца? (Ответы учащихся)
2. Империя Карла Великого.
- К концу правления Карла Великого под его власть попали многие племена и народы. Сам Карл был провозглашен императором. О том, как и когда был коронован Карл, и как он управлял своим государством, мы узнаем из пункта 3 параграфа на стр. 28-29. В результате самостоятельной работы с учебником вам предстоит заполнить схему в рабочих листах.
(Ученики выполняют задание и представляют результаты своей работы.)
3. Распад империи Карла Великого.
- Карл стремился возродить Римскую империю. Он понимал, что для этого нужно прежде всего возрождать культуру. Историки называют его правление Каролингским возрождением. При дворе Карла было много образованных людей из Италии, Испании, Англии. Он открывал школы при больших монастырях. Да и сам император был очень образованным человеком своего времени. Он строил много дворцов и храмов. Правда до наших дней сохранилась только Ахенская капелла. Но, не смотря на все старания Карла, после его смерти Каролингское возрождение быстро угасло, а империя Карла распалась. Давайте с помощью учебника выясним причины распада Франкской империи.
(Ученики работают с п. 5 текста параграфа на стр. 31-32, заполняют рабочие листы и отвечают на вопросы учителя).
- Почему распалась империя Карла Великого?
- Когда это произошло?
- На какие государства распалась империя?
5. Подведение итогов урока.
- Итак, вновь обратимся к проблемному вопросу нашего урока: «Как возникла и почему распалась империя Карла Великого?». Скажите, мы ответили на на поставленный вопрос? (Да). А теперь закрепим тему выполнением творческого задания.
Составление синквейна по теме «Карл Великий».
6. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
- Что было интересного на уроке?
- Какие выводы сделали для себя?
7. Домашнее задание.
параграф 3 (читать и отвечать на вопросы),
работа с терминами и датами,
выполнить задания по контурной карте (учитель инструктирует учащихся по выполнению заданий к контурной карте).