Урок математики
Дата: 14.03.2012
Класс, учитель: 1Д, Шамаева О. Н.
Количество учащихся в классе: 27
Присутствовали на уроке: 25
Тема урока: «Вычитание числа 6»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний с использованием ИКТ.
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач.
проявление познавательной активности, создание положительного отношения к уроку, формирование учебной мотивации, развитие этических норм, воспитание ответственности.
умение организовывать рабочее место, управление познавательной учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний.
умение обобщать, сравнивать, классифицировать.
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать совместную деятельность.
Цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная):
научить вычитать число 6 на основе состава числа из двухзначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки;
развивать математическую речь, логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать интерес к предмету.
: ПК, проектор, карточки для индивидуальной и парной работы.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности, настрой на урок.
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
Считайте, ребята, точнее считайте.
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела скорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счёту.
Скорей за работу, скорей за работу.
2. Устный счёт.
Задания для индивидуальной работы:
1)Кто хочет выбрать себе задание: решить задачу по карточке, сравнить числа?
Остальные работают вместе со мной.
Прочитайте числа:
10 . 12 . 14 . 16 . 18 . 20
- Что вы можете сказать об этих числах?
- Как они расположены?
- На сколько каждое следующее число больше предыдущего?
- На сколько каждое предыдущее меньше следующего?
Назовите пропущенные числа.
- Как они будут называться?
2)Проверим задание на сравнение.
- Какие правила сравнения вы знаете?
( Из двух чисел меньше то, которое расположено ближе к началу числового ряда. Ноль всегда меньше любого другого числа. Двузначное число всегда больше однозначного)…
Оцените работу…
- Какое выражение может быть лишним?
3) У нас сегодня в гостях дети. Хотите знать, как их зовут? ( Слайд с лицами детей)
Тогда найдите значение предложенных выражений.
( слайд 1)
- С какими арифметическими действиями будем работать?
- Как называется число, которое мы получаем при сложении?
вычитании?
Используя слова сумма и разность прочитайте выражение, назовите результат.
( слайд 2)
Итак, у нас в гостях Тоня и Тёма. Они просят вас помочь поставить знаки так, чтобы равенства стали верными.
( слайд 3)
Тоня и Тёма благодарят вас за помощь. Они решили проверить ваше внимание на уроке и приготовили задание.
( слайд 4)
- Что вы видите на экране?
Назовите геометрические фигуры.
Найдите не синюю, не зелёную фигуру и не треугольник.
- Что это за фигура?
- Почему её так называют?
И сегодня на уроке мы уделим особое внимание этому числу.
- Какое это число?
- Сумма каких чисел может быть равна 6?
- Что мы учились делать с этим числом на прошлом уроке?
( Прибавлять)
- Чему предстоит научиться сегодня? ( Вычитать)
3. Формулировка темы урока.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Вычитание числа 6.
4. Постановка проблемы.
- Из каких чисел мы уже умеем вычитать число 6?( Из 6,7,8,9,10)
- Какие знания нам в этом помогают?
( Знания состава чисел в пределах 10).
- Из каких чисел должны будем научиться вычитать?
( Из чисел, которые больше 10, двузначных).
Из 10 6 мы вычитать умеем, а сколько нужно вычесть из числа 12, чтобы получилось 10?
из 16, из 14?
Продолжим рассуждения в тетради на с. №9 ( 1 столб.)
Докажите, что из 10 мы тоже вычитать умеем.( 2 столб.)
( с комментированием по цепочке)
Зная состав числа 6 легко вычесть остальное.
5. Открытие новых знаний.
(слайд 5)
Помогите Тоне и Тёме выполнить вычисления.
12-6 с объяснением,
а 13-6 – на листочках письменно с комментированием, 14-6 - самостоятельно.
Дети благодарят вас за новые знания. Не только Тоня и Тёма хотят знать математику. Её изучают и звери в лесной школе. Рассмотрите рисунок в учебнике. Звери тоже вычитали число 6 и получили результат. Догадайтесь, кто какой пример решил?
Работа в парах.
Прочитайте пример, который решил Волк, Белка…
- Какое животное может быть лишним?
6. Физкультминутка.
У оленя дом большой…
7. Закрепление изученного.
А для того, чтобы зверей в лесу не обижали и они дружили, поможем им решить задачи с помощью веера цифр.
1)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)
Семь мартышек, семь соседок
Со своих сбежали веток.
Все повисли по одной
На хвостах вниз головой.
Раскачались, раскачались,
Меж собой передрались.
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке.
С ветки сбросили её.
Сколько будет без нее? (6)
Ёж спросил Ежа-соседа:
«Ты откуда, непоседа?»
Запасаюсь я к зиме
Видишь яблоки на мне?
Собираю их в лесу
Шесть принес да три несу.
Призадумался сосед
Это мало или нет?
Поскорее дай ответ. (9)
Восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько всего по дороге лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
2) Проверка индивидуального задания (задачи).
В зоопарке 6 хищных животных и 10 травоядных. Сколько всего животных в зоопарке?
3) Составление и решение задач.
А сейчас мы с вами все вместе будем составлять и решать задачи.
Отгадайте загадку.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский…
- Из какого произведения? Автор?
- Что доставляет почтальон адресату? (Почтальон доставляет письма, газеты, журналы).
- На каком рисунке почтальон?
- Что у него в руках?( В руках у почтальона газеты).
Прочитайте выражение под рисунком. Составьте задачу про газеты, чтобы она решалась так: 13-6.
Рассмотрите второй рисунок и запись под ним. Составьте задачу.
- Что находили в первой задаче? (Находили часть. А чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть).
Во второй? ( Находили целое. А чтобы найти целое, нужно части сложить).
4) А задачу №21 на с. 80 решите самостоятельно.
- Кто уже легко нашел результат разности чисел 13 и 6?
- А кому еще было трудно?
- Что нужно для того, чтобы быстро находить результат при вычитании
числа 6? ( знать состав числа 6, счёт в пределах 10, таблицу сложения и вычитания числа 6).
5) У нас осталось немного времени на самостоятельную работу. На странице осталось 2 задания.
- Кто выбирает примеры?
- Кто выбирает задачу?
Работаем до слова «достаточно».
6) Проверка дифференцированного задания.
7) Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Что нужно для того, чтобы научиться считать быстрее?
Давайте дружно прочитаем таблицу, которую вам предстоит запомнить.
(слайд 6)
- Какое задание для вас было самым интересным?
- Какие задания вызвали затруднения?
Оцените свою работу.