Открытый урок по алгебре
в 7 классе по теме:
«Вынесение общего множителя за скобки»
Подготовила учитель математики
СЕРЕДА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
Тип урока: урок закрепления знаний
Формируемые результаты:
Предметные: Закрепить навык вынесения общего множителя за скобки;
Личностные: Развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы;
Метапредметные: Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Планируемые результаты: учащийся научиться раскладывать многочлен на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки;
Основные понятия: разложение многочлена на множители, вынесение общего множителя за скобки.
Ход урока:
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Орг. этап. Слайд1 | Чтобы легче всем жилось, Чтоб решалось, чтоб моглось Улыбнись, удача всем, Чтобы не было проблем. Улыбнулись, ребята, друг другу, создали хорошее настроение и начали работу. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно. Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”. Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке. Напомните мне, пожалуйста, какая тема у нас была на прошлом уроке. Мы продолжаем сегодня работу по данной теме. - Какую цель мы поставим себе на урок?
Открываем тетради, записываем число и тему урока. | Коллективная деятельность. Вынесение общего множителя за скобки
-продолжим выполнять разложение многочлена на множители вынесением общего множителя за скобки, -научимся применять правило разложения на множители при решении различных упражнений - также будем учиться умению общаться друг с другом, развивать мышление, речь, память. | Личностные |
2. Актуализация знаний. |
Проверка д.з | Поднимите руки те, кто не справился с домашним заданием. | | Общеучебные, коммуникативные |
2) Ответы на вопросы | У вас на столах лежат оценочные листы. В течение всей работы, вы будете выставлять себе по 1 баллу за каждое верно решенное задание, потом мы их посчитаем, и вы получите оценку за урок. Работа по карточкам 3 ученика работают с индивидуальными карточками. 1карточка. Решите уравнение: . 2 карточка. Решите уравнение: . 3 карточка. Решите уравнение: . Вставьте нужное слово 1) Одночленом называется произведение чисел, ____________ и их степеней. 2) Числовой множитель одночлена называют _________________ 3) Многочлен – это ___________нескольких __________________ 4) Если в многочлене отсутвуют__________________члены и каждый из них одночлен ______________вида, то такой многочлен называют многочленом___________вида. 5) Степенью многочлена стандартного вида называют ________________ из степеней входящих в него ______________. 6) Если перед скобками стоит знак “+”, то члены, которые заключены в скобки, записываются __________ знаками; если перед скобками стоит знак “-”, то члены, заключенные в скобки, записывают с _________________________знаками. | | Логические, общеучебные |
3) Работа в парах | Молодцы! Однако, как говорил немецкий математик Рене Декарт «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Работаем в парах на экране – таблица, которую нужно заполнить:
 | Коллективная деятельность. Взаимопроверка и самопроверка. Самоконтроль и взаимоконтроль. Самооценка. Учащиеся проверяют, задают вопросы учащимся у доски, говорят согласны ли с ответами, те, кто писал у доски д/з ставят себе оценки на полях тетради за работу, все остальные ученики ставят себе оценку на полях тетради | Коммуникативные, личностные, логические |
4) Найти ошибку | Задание. Ученик написал решение уравнения: 4х-2 (4-3х) =10+х; 4х-8+6х=10+х; 4х+6х-х=10+8; 9х=18; х=-2. В каком действии он допустил ошибку? | Коллективная деятельность. Взаимопроверка и самооценка. Дети меняются тетрадями с соседом по парте, сверяют с ответами на экране, ставят плюсы и минусы, ниже работы пишут слово «взаимопроверка - оценка». Критерий оценивания: 2 плюса – 5, 1 плюс – 3, 0 плюсов – 2. Далее меняются тетрадями. | Общеучебные, логические, личностные |
5) Решение задания | Перед вами многочлены разного уровня сложности. Выберите тот, с которым вы справитесь и решите его в тетради. А к доске пойдут… 8а3b2 – 12а2b4 = 4а2в2(2а-3в2) 6х2у3 – 9х3у4 + 3х2у =3х2у(2у2-3ху3+1) 3а(х – у) + 2b (у – х)= 3а(х – у) - 2b (х – у)=(3а-2в)(х-у) Вычислить периметр треугольника изображенного на мониторе. 

 Решение:  Найти решение данной задачи при и   | Коллективная деятельность. Ответы на задания | Личностные, общеучебные, логические, коммуникативные |
Физкульминутка | Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть. Многочленом называется сумма одночленов (Да). 30 = 3 (Нет). При умножении одночлена на многочлен получают одночлен? (нет) Общий множитель выносят за скобки? (Да) 23=6 (Нет). 23=8 да 1160=1 (да) | Коллективная деятельность. Учащиеся, исходя из предыдущих этапов урока, формулируют тему урока, цель, мотивацию, записывают тему в тетрадь. | Коммуникативные, регулятивные, личностные |
4.Закрепление изученного | На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить. 1) 2 х3 – 3 х2 – х =х (2 х2 – 3 х). 2) 2 х + 6 = 2 ( х + 3 ). 3) 8 х + 12 у = 4 (2 х - 3у). 4) а6 – а2 = а2 (а2 – 1). 5) 4 -2а = – 2 (2 – а). | Коллективная деятельность пол руководством учителя. Выходят к доске по три человека и выполняют задание, работа по рядам, за каждым рядом свой ученик, в скобках указаны дети, которые будут контролировать и оценивать работу товарища (говорят какую оценку поставить на полях тетради), стоя рядом. Все остальные оценивают себя сами и ставят оценку на полях тетради(Д-оценка) | Познавательные :общеучебные, логические, постановка и решение проблемы, коммуникативные, регулятивные |
5.Контроль и коррекция знаний. | I вариант 1. Упростите выражение: . 1) ; 2)8х; 3) 8х-3; 4) -8х-3. 2. Вынесите общий множитель за скобки: . 1) ; 2) ; 3) ; 4) 3.Представьте выражение в виде произведения двух многочленов: (у-5) х – 3(у-5) 1) (у-5)(х-3); 2) (5-у)(х-3); 3) (у-5)(1-х); 4) (3-х)(у-5). 4.Найдите корни уравнения: . 1) 1; 2) корней нет; 3) -1;0; 4) 0;1. II вариант 1. Упростите выражение: . 1) -15; 2)15; 3) ; 4) . 2. Вынесите общий множитель за скобки: . 1) ; 2) ; 3) ; 4) 3.Представьте выражение в виде произведения двух многочленов: (3+у) х – 4(3+у) 1) (3+у)(х+4); 2) (х-4)(3+у); 3) (у+3)(4-х); 4) (3-у)(х-4). 4.Найдите корни уравнения: . 1) 0; 2) корней нет; 3) -1;0; 4) 0;1. | Индивидуальная деятельность. Выполнение самостоятельной работы. | Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы |
6. Домашнее задание | | | Общеучебные, коммуникативные |
7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Ребята, возьмите со стола звезду. В центре напишите своё имя.
В верхнем луче напишите виды деятельности, которыми вы занимались на уроке. В правом луче перечислите тех, кто помогал вам сегодня на уроке. В левом луче – термины, прозвучавшие на этом уроке. В правом нижнем луче – довольны ли вы своей работой на уроке. В левом нижнем луче – каким стало ваше настроение. Желающие озвучивают свою звезду. Молодцы! Сегодня все работали очень хорошо! Ребята, каждый из вас индивидуален и неповторим. Вы талантливы! Вы звезды! Поднимите звезды вверх, порадуйтесь за себя и своих друзей. Замечательно! Я всех благодарю за работу. До свидания! | Коллективная деятельность. Ответы на вопросы. (1. Найти НОД коэффициентов; 2. Найти одинаковую буквенную часть в наименьшей степени, 3. Произведение 1 и 2 будет являться общим множителем), | Коммуникативные, регулятивные, Личностные |
8. дополнительное задание | Дополнительное задание: «Любимая цифра» Возьмите, пожалуйста, ручки и запишите свою любимую цифру. К этому числу припишите справа число 123456789 . Если вы все сделали правильно, то у вас получится букет из ваших любимых цифр. Этот букет я дарю вам. А теперь припишите справа к полученному числу 9 нулей. Пусть у вас будет столько здоровья и соответствующее богатство! Спасибо за работу на уроке! | Записывают д/з в дневники. | |
Оценочный лист
Ф.И. учащегося | |
задания | Карточка | Вставить нужное слово | Таблица | Решение уравнения | Вынесение общего множителя за скобки | Нахождение периметра | Самостоятельная работа |
Баллы | | | | | | | |
Всего баллов | |
Оценочный лист
Ф.И. учащегося | |
задания | Карточка | Вставить нужное слово | Таблица | Решение уравнения | Вынесение общего множителя за скобки | Нахождение периметра | Самостоятельная работа |
Баллы | | | | | | | |
Всего баллов | |
Оценочный лист
Ф.И. учащегося | |
задания | Карточка | Вставить нужное слово | Таблица | Решение уравнения | Вынесение общего множителя за скобки | Нахождение периметра | Самостоятельная работа |
Баллы | | | | | | | |
Всего баллов | |
Ф Ф. И. Карточка №2 Решите уравнение: . Ф. И. Карточка №3 Решите уравнение: .. .И. Карточка № 1 Решите уравнение: .
|
Рабочий лист ____________________________________________________
1. Вставьте нужное слово
1) Одночленом называется произведение чисел, ____________ и их степеней.
2) Числовой множитель одночлена называют _________________
3) Многочлен – это ___________нескольких __________________
4) Если в многочлене отсутвуют__________________члены и каждый из них одночлен ______________вида, то такой многочлен называют многочленом___________вида.
5) Степенью многочлена стандартного вида называют ________________ из степеней входящих в него ______________.
6) Если перед скобками стоит знак “+”, то члены, которые заключены в скобки, записываются __________ знаками; если перед скобками стоит знак “-”, то члены, заключенные в скобки, записывают с _________________________знаками.
2. Многочлен
16а²а² - 4 аb аb + 4 а2b · 5bb²





Многочлен стандартного Вынесение общего
вида множителя


Противоположный Степень многочлена
многочлен
3. Разложить на множители
8а3b2 – 12а2b4 =
6х2у3 – 9х3у4 + 3х2у =
3а(х – у) + 2b (у – х)=
4
. Вычислить периметр треугольника


Найти решение данной задачи при
и 
5. I вариант
1. Упростите выражение:
.
1)
; 2)8х; 3) 8х-3; 4) -8х-3.
2. Вынесите общий множитель за скобки:
.
1)
; 2)
; 3)
; 4)
3.Представьте выражение в виде произведения двух многочленов: (у-5) х – 3(у-5)
1) (у-5)(х-3); 2) (5-у)(х-3); 3) (у-5)(1-х); 4) (3-х)(у-5).
4.Найдите корни уравнения:
.
1) 1; 2) корней нет; 3) -1;0; 4) 0;1.
Рабочий лист ____________________________________________________
1. Вставьте нужное слово
1) Одночленом называется произведение чисел, ____________ и их степеней.
2) Числовой множитель одночлена называют _________________
3) Многочлен – это ___________нескольких __________________
4) Если в многочлене отсутвуют__________________члены и каждый из них одночлен ______________вида, то такой многочлен называют многочленом___________вида.
5) Степенью многочлена стандартного вида называют ________________ из степеней входящих в него ______________.
6) Если перед скобками стоит знак “+”, то члены, которые заключены в скобки, записываются __________ знаками; если перед скобками стоит знак “-”, то члены, заключенные в скобки, записывают с _________________________знаками.
2. Многочлен
16а²а² - 4 аb аb + 4 а2b · 5bb²





Многочлен стандартного Вынесение общего
вида множителя


Противоположный Степень многочлена
многочлен
3. Разложить на множители
8а3b2 – 12а2b4 =
6х2у3 – 9х3у4 + 3х2у =
3а(х – у) + 2b (у – х)=
4
. Вычислить периметр треугольника


Найти решение данной задачи при
и 
5.
II вариант
1. Упростите выражение:
.
1)
-15; 2)15; 3)
; 4)
.
2. Вынесите общий множитель за скобки:
.
1) ; 2) ; 3) ;
4)
3.Представьте выражение в виде произведения двух многочленов: (3+у) х – 4(3+у)
1) (3+у)(х+4); 2) (х-4)(3+у); 3) (у+3)(4-х);
4) (3-у)(х-4).
4.Найдите корни уравнения: .
1) 0; 2) корней нет; 3) -1;0; 4) 0;1.