Конспект открытого познавательного занятия по изучению свойств мыла и воды в средней группе «Гульдер»
«Приключения веселого Пузырька»
Воспитатель: Борзова Н.В
Тема занятия: Приключения веселого Пузырька
Задачи:
1.Развивать интерес к окружающим в процессе экспериментирования;
2.Активизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды;
3.Учить самостоятельно, проводить исследования; подбирать необходимое оборудования;
4.Упражнять в различии запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;
5.Активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло: пенится, скользит, несъедобное;
Оборудования: таинственная коробка, рисунки-схемы «Наши помощники». Для детей: кусочки мыла с различными ароматами, коктейльные трубочки, пластмассовые ложки, стаканы.
Предварительная работа: экскурсия в прачечную, наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур, чтения: К.И Чуковский Майдодыр, А.Л Барто Девочка чумазая.
Дети: сидят на стульчиках полукругом. В группу прислали посылку и письмо.
Воспитатель: ребята, давайте прочитаем, что в этом письме и от кого эта посылка?
Читаю письмо: Здравствуйте ребята! Меня зовут Пузырёк! Вы не видели, моих друзей пузырят? Я нигде их не найду. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их и грел, и кормил, и тер, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: Поможем? Чтобы узнать предмет надо с ним познакомиться. А в этом деле у нас есть помощники. ( Обращаю внимание детей на доску, где висит схема) (указка)
Воспитатель: Давайте назовем наших помощников.
Дети: Глаза, уши, рот, нос, руки.
Воспитатель: Сейчас вы увидите предмет. Наверное, вы его узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.
Первый наш помощник-показываю детям.
Дети: Глаза
Воспитатель: Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети: Называют форму и цвет.
Воспитатель: Следующий помощник, показываю…
Дети: Уши
Воспитатель: О чем они говорят?
Дети: Предмет звуки не издает
Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?
Дети: Нет, этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный
Воспитатель: Следующий помощник, показываю…
Дети: Руки
Воспитатель: Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети: Гладкий, холодный, твердый.
Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь? Что он говорит о предмете?
Дети: Нос, Ароматный, душистый.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с этим предметом. Теперь мы можем его назвать. Что это?
Дети: Мыло
Воспитатель: Мы рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен?
Дети: Умываться, стирать.
Воспитатель: Ребята, а еще из мыла получается мыльные пузырьки. Сейчас я вам покажу.
Воспитатель: Двигает стол, на котором стоят две емкости с водой, в одной из них лежит кусочек мыла. Я показываю детям емкость с чистой водой. Ребята посмотрите, что у меня в стакане?
Дети: Вода
Воспитатель: Дает детям рассмотреть. Как вы догадались, что там вода?
Дети: Она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Давайте положим в воду кусочек мыла и посмотрим, что произойдет и с мылом и с водой? Вот у меня уже стоит стакан с водой, куда я уже положила мыло.
Дети: Вода стала мутной
Воспитатель: А что произошло с мылом?
Дети: Мыло растаяло, стало мягким и скользким
Воспитатель: А как вы думаете, если я отпущу трубочку и подую в воду, у меня получится мыльные пузырьки.
Дети: …..
Воспитатель: Берет трубочку и отпускает ее в воду, при этом объясняет детям как пользоваться трубочкой. Появились мыльные пузырьки. Предлагаю детям рассмотреть пузыри.
Дети: Пузыри большие или маленькие.
Воспитатель: Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться?
Дети: Они лопнут
Воспитатель: А, если на них подуть?
Дети: Они полетят, они легкие.
Воспитатель: Но как-же мы сможем отправить их нашему Пузырьку, ведь они могут лопнуть? Предлагаю детям из мыльных пузырей сделать картину и отправить пузырьку.
Дети: Соглашаются
Воспитатель: Но прежде, чем пройти на свои рабочие места, давайте мы с вами встанем и отдохнем.
Физ.-минутка: «Пузырь»
Раздувайся пузырь,
Раздевайся большой
Оставайся такой
Да не лопайся.
2-РАЗА
После физ.минутки, приглашаю детей пройти и занять рабочие места.
Воспитатель: Обращаю внимания детей на стол. Говорю, что на столе стоит стакан с водой, в воду добавлено мыло и краска, чтобы пузыри получились разноцветными. Предлагаю детям закатать рукава, взять стакан и поставить на лист бумаги. Берем трубочку, отпускаем в воду и начинаем выдувать пену на лист бумаги.
Получается картина.
В конце занятия предлагаю детям взять салфетки и вытереть руки.
После этого спрашиваю у детей, что мы сегодня делали на занятие.
Рассказываю детям стих:
Чтоб пузырёк получить,
Надо чудо совершить.
Взять простой кусочек мыла
И водичкой полить.
Три минуты подождать,
Быстро-быстро размешать.
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.