Тема урока: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».
.
Цель: формирование навыка грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными на конце.
Задачи:
формирование навыка грамотного письма слов с парными согласными на конце слов;
уточнение произношения звонких и глухих согласных (с голосом или без голоса);
закрепление умения подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова;
формирование навыка работы с предложением.
Оборудование:
карточки со словарными словами;
плакат с изображением ёлки;
карточки - шарики с буквами;
карточки - домики со словами;
схема предложения;
карточки с деформированным текстом;
карточки с изображением животных.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сядет тот ученик, который правильно назовет пару звонкого и глухого согласного.
(б/п, в/ф, ж/ш, д/т, г/к, з/с).
Пальчиковая гимнастика:
Пять телят.
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жуёт.
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телёнок мычит: - Почему-у
Все разошлись?
Скучно мне одному-у!
Чистописание.
- Прочитайте буквы
У Л Т Я М Д Х
- Выберете буквы, которые обозначают звонкий и глухой согласный звук. Эти буквы мы и будем сегодня писать.
Тт Дд дт тд
- Запишите все пары звонких и глухих согласных.
- Назовите все звонкие звуки.
- Почему они называются звонкими?
- Назовите глухие согласные звуки.
- Почему они называются глухими?
4. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы поработаем с вами с парными согласными.
5. Работа в тетради.
1.Словарная работа.
На доске написаны слова:
з…вод, м…роз, кла……, м…дведь, …зык
- Ребята, давайте поиграем в игру.
- Это ёлочка не простая, она украшена игрушками с буквами. Снять игрушки сможет тот, кто подберет для каждой из них нужное слово.
Е
С
Я
С
О
А
Запись словарных слов.
- Посмотрите внимательно на эти слова. Что их объединяет? Что между ними общего? (На конце всех слов парные звонкие и глухие согласные).
2. «Буква заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья, ее найдите,
В этот домик посадите.











С Н Э Т П Р Г Р
Е . А . У . И .
- Что за слово спряталось в домике? Какой согласный звук слышен на конце слова? (На конце этих слов слышен глухой звук).
- Можем мы сразу записать это слово? (Нет. Его сначала нужно проверить).
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты!
- Как же проверить парный согласный на конце слова?
Запись слов в тетради.
снега – снег
этажи – этаж
пруды – пруды
грибы – гриб
- А теперь составьте предложение, используя слово, в котором слышим звук К, а пишем букву Г, используя данную схему.



.
- С каким словом будем составлять предложение? (Со словом снег).
- Сколько слов будет в нашем предложении? (Три).
Выпал пушистый снег.
Работа с деформированным предложением.
- Составьте второе предложение, используя слова, которые рассыпались.
дома, большой, У, сугро… .
- Какое слово мы сразу записать не можем? ( сугро..)
- Почему?
- Как мы его проверим?
Запись предложения.
У дома большой (сугробы) сугроб.
- Какую схему составим к этому предложению?





7. Кроссворд
- Перед вами кроссворд. Чтобы его заполнить, надо отгадать загадки. Каждая отгадка должна заканчиваться на парный согласный звук, поэтому, прежде чем записать слово, его надо проверить.
Под берёзой иль под ёлкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Берегитесь ночью, мыши!
Он всё видит, он всё слышит. (Ёж - ежи).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук - жуки).
Ход подземный строит ловко,
Роет спальню и кладовку. (Крот - кроты).
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой
С настоящей головой. (Жираф - жирафы).
Когда он в клетке, он приятен,
На шкуре много черных пятен,
Он хищный зверь, хотя немножко
Как тигр и лев похож на кошку. (Гепард - гепарды).
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь - медведи)
Подведение итогов. Выставление оценок.