Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация. | Беседа | Выберите из записанных слов и запишите в тетради только имена существительные. Подчеркните в них изученные орфограммы. Объясните, почему вы отнесли эти слова к существительным.
| Приветствует учащихся. Мотивирует учащихся к началу занятий. | Вспоминают признаки существительного, выписывают слова, которые относят к этой части речи. Находят в словах орфограммы и объясняют их. | П: понимают познавательную задачу; Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия. К: работают в парах. |
2. Актуализация знаний. | Групповая | Вспомните разделы языка, признаки имени существительного. | - Ребята, посмотрите на доску. Перед вами домик лингвистики. Ответьте мне, на каком этаже живет имя существительное? -Верно, на этаже Морфология. - Что изучает морфология? -С какой частью речи мы будем сегодня работать? (Существительное). Сейчас мы с вами проверим, что вы знаете об этой части речи. Я буду начинать фразу, а вы ее продолжайте: - Имя существительное – часть речи, которая обозначает…. Имя существительное отвечает на вопросы… Изменяется по … К 1 склонению относятся существительные… Ко 2 склонению относятся существительные… К 3 склонению относятся существительные В предложении существительное является… или… | Отвечают на вопросы, строят высказывания, осваивают лингвистичес-кие термины. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Высказывают свою точку зрения. | Л: мотивация к обучению, самоопределение, самооценка и саморазвитие. П: выполняют познавательные действия: анализ, синтез, сравнение. Р: выполняют учебную задачу. К: сотрудничество, работа в парах |
3. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Индивидуально-групповая. | Записать существительные, Вспомнить орф. правила, распределить существительные по столбикам в зависимости от категории одуш. и неодуш. | Ребята, перед вами новое задание - Снежный ком. Но он необычный в нем живут буквы. Ваша задача – придумать по одному существительному на каждую букву. Распределите эти существительные в два столбика. В один столбик запишите те существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а в другой – на вопрос что? - Как вы думаете, ребята, как звучит тема нашего урока? -Сформулируйте тему нашего урока и запишите в тетради. - А какова цель нашего урока? -Чему мы с вами сегодня будем учиться? (разграничивать одуш. и неодуш. сущ-ые). Сейчас мы с вами потренируемся отличать одуш–ые существительные от неодуш-ых. Для этого сделайте два столбика. В один столбик запишите те существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а в другой – на вопрос что? Кто? Еж, мастерицы, пчелка, сыч, дочь. Что? Закат, росток, цифра, цирк, желудь. - Какие правила необходимо помнить, чтобы не допустить ошибки в написании этих слов? - Среди этих слов найдите слово-исключение. Главный вопрос нашего урока – почему к одним существительным мы задаем вопрос – что?, а к другим – кто? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Путем совместного обсуждения приходят к единому ответу. | Л: самооценка, самоопределение. П: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Р: планируют свои действия. К: строят высказывания, сотрудничество, работа в парах. |
4. Работа по теме урока. | Фронтальная. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности развитие логического мышления, самоконтроля. | - Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное существительное или неодушевленное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши предки видели мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевленными, мы же считаем сейчас одушевленными людей, зверей, насекомых. -Ребята, а что значит слово одушевленный? (Живущий, дышащий, имеющий дух). - Какая морфема помогает нам определить лексическое значение слова? - А что означают неодушевленные существительные? Кроме вопроса есть другой способ определения одушевленных и неодушевленных существительных. Этот способ вы откроете сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь. В нашем питомнике нет лисичек кого? (звери) Набрал корзину лисичек чего? (грибы). Просклоняем эти существительные. - Какую разницу вы заметили при склонении? (вывод формулируют учащиеся). Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В.п совпадает с Р.п. , а у неодушевленных существительных В.п. совпадает с И.п. Посмотрите на примеры в своих табличках и ответьте на вопрос: «Совпадает ли деление предметов на живые и неживые в природе с определением категории одушевленности и неодушевленности в лингвистике? (Нет). | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных. | Регулятивные Познавательные. |
5. Физминутка. | Групповая | | А сейчас сделаем небольшой перерыв и немножко подвигаемся. Играем в игру «Живое – неживое». Правила игры: я буду называть имена существительные. Если я назову существительное одушевленное, вы должны встать и сесть, а если неодушевленное – сидя на месте, хлопнуть в ладоши. Запомнили? Тогда вперед! Молодцы. Похлопали друг другу. | Выполняют физминутку. | Регулятивные Познавательные. |
6. Закрепление знаний. | Групповая | Построить речевое высказывание. Вспомнить грамматические признаки имени существительного. | Учитель организует самостоятельную работу в группах, формируя умение учащихся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Делит класс на 4 группы. Каждой группе дает карточку. Названия карточек – «Море», «Пустыня», «Лес», «Саванна». Задание: вспомнить и записать как можно больше слов-существительных, имеющих отношение к этим понятиям, разделив их при этом на два столбика по признаку одушевленности-неодушевленности. Продолжает контролировать работу в группах, предложив им задание, развивающее навыки построения речевого высказывания: Каждой группе придумать и записать 3-4 предложения с теми словами, которые вы записали. Организует чтение получившихся предложений и их анализ. Дает дополнительные задания на повторение ранее изученного материала: подчеркнуть в получившихся предложениях все имена существительные как члены предложения и определить их род и падеж. Организовать проверку в парах. | В каждой образованной группе выбирают организатора, который будет зачитывать ответы. Вспоминают изучаемый курс географии и биологии. Обсуждают, анализируют, синтезируют слова внутри своей группы. Составляют предложения, озвучивают, анализируют их. Выполняют задания на повторение (вспоминают признаки сущ-ых и их синтаксическую роль в предложении). | Регулятивные Познавательные. Коммуникативные. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Беседа. | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? | Учитель организует работу. | Делают вывод о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных. | Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
8. Домашнее задание. | | | Дает домашнее задание (по выбору учащегося): 1)Упр.481 2)Выписать из любого текста учебника по литературе 10 одушевленных существительных и 10 неодушевленных. 3)Нарисовать одушевленное и неодушевленное существительные. | | |