Цель урока: Рассмотрение общих химических свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания обучающихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот. Познакомить обучающихся с химическими свойствами кислот с точки зрения ТЭД.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Критерии успешности: знать: понятие «кислоты» с точки зрения ТЭД, классификацию кислот; уметь: давать названия, составлять уравнения диссоциации и характеризовать химические свойства кислот.
№
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурсы
1
Организационный момент
1-2 мин.
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
Готовятся к уроку
Тетради, учебники,
ручки,
карандаши
2
Мозговой штурм
«Все, что знаем о кислотах».
В это же время 3 ученика работают у доски (ИР по карточкам с заданиями)
3 мин.
5 мин.
Учитель задает вопросы
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
3 ученика готовят свои ответы и записывают на доске, комментируют
Карточки с заданиями
3
Вступительное слово учителя:“Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. Это изречение принадлежит великому русскому учёному М.В.Ломоносову. Из этих слов становится ясно, какую значимость придавал он опыту.
Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
1 мин.
Запись даты и темы урока на доске
Запись даты и темы урока в тетрадях
4
Переходим к изучению химических свойств кислот.
2 мин.
Задает вопросы:
Дайте определение кислоте с точки зрения теории электролитической диссоциации?
Задает вопросы.
Перечислите химические свойства кислот?
Примерные ответы:
Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка
Действуют на индикаторы, взаимодействуют с металлами, оксидами металлов, с основаниями, с солями
На ватмане указаны все химические свойства
Общие
Действие на индикаторы
Взаимодействие с активными металлами
Взаимодействие с оксидами металлов
Взаимодействие с основаниями
Взаимодействие с солями
II. Индивидуальные (качественные реакции)
5
Сейчас вы будете исследовать химические свойства кислот, а результаты своей работы будете заносить в карту исследований.
3 мин.
Исследуем первое свойство кислот. Внимание на демонстрационный стол! В пяти пробирках с веществами побывали индикаторы. Определите, в каких пробирках находится кислота и название индикаторов, определяющих кислоту?
Задает вопрос
Какой ион определяет изменение окраски лакмуса в кислотах?
Просмотр фрагмента из электронного учебника «кислоты»
Оформление на доске и в тетради
пробирка №…, индикаторы: лакмус и метиловый оранжевый)
Остальные химические свойства кислот учащиеся исследуют самостоятельно.
Цель исследования – провести опыт, оформить результат, сделать вывод, представить результат другим лабораториям.
Обучающиеся работают в лабораториях, изучающих химические свойства кислот: 1-я лаборатория – взаимодействие с металлами,
2-я лаборатория – взаимодействие с основаниями,
3-я лаборатория – взаимодействие с солями,
4-я лаборатория – индивидуальные свойства кислот, работая по отдельному заданию.
10-12 мин.
Вопрос к сотрудникам 2-й лаборатории:
– Как называется реакция взаимодействия оснований с кислотами, в результате которой образуется соль и вода?
Вопрос к сотрудникам 3-й лаборатории:
– Какому правилу подчиняется взаимодействие кислот с солями? (В соответствии с рядом кислот, каждая предыдущая кислота вытесняет из соли следующую: более слабую, более летучую, нерастворимую, непрочную или образуется соль, нерастворимая в воде.)
Следуя карточке – инструкции и, соблюдая правила охраны труда, учащиеся выполняют своё исследование. Затем оформляют его в карте исследований, составляя уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
1-я лаборатория:
Взаимодействие с активными металлами.
Вывод: металлы взаимодействуют с кислотами. Тип реакции – реакция замещения.
2-я лаборатория:
Взаимодействие с основаниями:
Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями. Тип реакции – реакция обмена.
3-я лаборатория:
Взаимодействие с солями:
Вывод: кислоты взаимодействуют с солями. Тип реакции – реакция обмена.
4-я лаборатория получила отдельное задание – провести 2 химические реакции, которые выражены сокращёнными ионными уравнениями и составить на основе сокращённого ионного уравнения реакции полное ионное и молекулярное уравнение реакции, характеризующее индивидуальное свойство кислоты
Вывод: индивидуальные свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов кислотного остатка
Перед учащимися находится ящик с необходимым оборудованием и реактивами. Для работы дана карточка – инструкция
7
По истечении времени.
12 мин.
каждый спикер по 3 мин.
Приглашает
по очереди по одному сотруднику от каждой лаборатории
Спикер представляет результаты своей работы.
Представители других лабораторий заносят результаты в свою карту исследований.
8
Подведение итогов учителем
Вывод: общие свойства кислот объясняются присутствием в растворе ионов водорода.
2 -3 мин.
Задает вопросы:
– В чем состоит сходство в написании этих уравнений?
– Чем объясняются общие свойства всех кислот?
Ответы учащихся:
Присутствует ион водорода.
Наличием иона водорода.
9
Заключительное слово учителя.
1 мин.
Обращается к эпиграфу, с которого мы начали наш урок: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением”. Этим мудрым высказыванием М.В. Ломоносова давайте завершим наш урок.