СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Оксиды металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выдержан в технологии "Педагогические мастерские". на уроке ведется работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Оксиды металлов"»

Тема урока: « Оксиды металлов»

Цель урока: Научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал; развивать умения прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать.

Задачи:

Образовательные:

1.Повторить свойства металлов и их соединений;

2.Сформировать понятия о химических свойствах металлов;

Развивающие:

1.На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества;

2.Способствовать развитию исследовательских навыков;

3.Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока

Форма проведения урока: урок – исследование

Оборудование и реактивы:

Растворы: хлорид магния, хлорид железа(2), хлорид меди(2), хлорид алюминия, карбонат натрия, нитрат меди (2), сульфат меди(2), хлорид железа (3), нитрат железа (3), штативы с пробирками.

Ход урока


1. Ориентировочно-мотивационный этап

Ставлю перед учащимися познавательные задачи для уточнения содержания основных понятий. Вопросы предполагают межпредметную связь с физикой, биологией внутрипредметную связь между основными темами. Фронтальная работа учащихся класса репродуктивного и частично- поискового характера готовит учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Вопрос 1. Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды?

На этот вопрос ожидается получение однозначного ответа о высокой реакционной способности щелочных металлов, взаимодействие с водой и химических свойствах их соединений. Учащиеся на основании положения щелочных металлов в периодической системе химических элементов делают вывод об их активности и высокой скорости протекания реакции с водой, а также о взаимодействия оксида и гидроксида щелочного металла с кислотными оксидами и кислотами. Учащиеся делают вывод о нахождении щелочных металлов в земной коре только в виде солей.

Вопрос 2. Смесь двух металлов второй группы главной подгруппы растворили в воде. Один из металлов в воде не растворился. Элементы, образующие эти металлы, называют «элементами жизни». Какие это металлы?

Ответ на данный вопрос предполагает сравнение активности металлов (магния и кальция), а также их соединений. Если учащиеся не отвечают на поставленный вопрос, то ещё раз уточняется условие взаимодействия металла с водой (металл реагирует с водой, образуя растворимое основание и водород).

Учитывая, что кальций при обычных условиях взаимодействует с водой с образованием малорастворимого гидроксида, а магний с холодной водой не реагирует, учащиеся приходят к выводу, что в воде не растворился магний.

Вопрос 3.  Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

2. Проблемно-поисковый этап

УЧИТЕЛЬ.

Должны мы на уроке истину установить,

При этом формулы, законы не забыть

Эксперимент с начало проведем,

Подумаем, помыслим и теорию учтём.

Дерзая, споря, новое откроем

И постепенно нужное усвоим.

Сообщаю, что необходимо провести исследование, предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний. Ученики класса разбиты на творческие группы, каждая из которых получает задание и необходимые реактивы для проведения эксперимента. Учащиеся, получив задание, осмысливают содержание и последовательность его выполнения. В исследовании каждой из групп учителем созданы проблемные ситуации: противоречия теоретического материала и практически полученного в эксперименте результата. Ученики в процессе работы заполняют протокол исследования



1 группа:

оксид натрия

2 группа:

оксид кальция

3 группа:

оксид магния



4 группа:

оксид алюминия

5 группа:

оксид меди

6 группа:

оксид железа (III)



Протокол исследования

Опыт

Наблюдения

Уравнения реакции

Вывод

1. взаимодействие оксидов металлов с водой (+фенолфталеин)




2. взаимодействие оксидов металлов с кислотами





3. Этап закрепления знаний (презентация полученных результатов)

Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.

4. Подведение итогов – путешествие по стране «Оксиды»

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие по стране «Оксиды». На этом стенде показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники».

Ученику за правильный ответ вручается медаль – на ней слова:

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Три года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.


  1. Металлический лес

Задание - тест.

1.С водой с ообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.

4. Оксид алюминия:

а) основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.

  1. Щелочная река

Демонстрация опытов:.


Оксид кальция взяла

И воды я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?


Кислоты потом азотной осторожно прилила

Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?


Карбоната натрия

К соли прилила

И осадок белый

Получила я.


  1. Море превращений

Задание 4. Написать уравнения реакций цепи превращений

Mg  MgO  MgSO4  Mg(OH)2

  1. Гора познаний

Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.

  1. Возвращение домой

Коль хотите домой возвратиться

То придется вам всем потрудиться

Если сделана будет работа,

Я открою из царства ворота.

Не робей, не вешай носа-

На мои ответь вопросы!

Не ленись, не зевай – на вопросы отвечай.


Химический диктант (запиши ответ)

  1. Металлы в соединении с кислородом образуют (основные и амфотерные оксиды)

  2. С водой с образованием оснований взаимодействуют только (металлы 1 и 2 А групп, кроме магния и бериллия)

  3. Все оксиды металлов взаимодействуют с (кислотами)

  4. При взаимодействии оксидов металлов с водородом можно получить (металлы)

  5. Оксиды можно получить из металлов при их взаимодействии с (кислородом)


5. Рефлексия:

Некоторые оксиды являются основой для красок: ZnO – белой, Fe2O3 – коричневой, Cr2O3 – зелёной. А природные кристаллы оксидов алюминия, окрашенные примесями – это рубин, сапфир, корунд и даже глина - глинозем

Оцените свою деятельность на уроке:

Отлично- рубин;

Хорошо- сапфир;

Удовлетворительно- корунд;

Слабо- глинозем

6. Домашнее задание § 44


7. Оценивание урока:


Этап урока

За каждое задание

Макс. кол-во баллов

1. Ориентировочно-мотивационный этап

По 1 баллу

5б дополнительные баллы

2. Проблемно-поисковый этап

Рисунок по 1б

2б у каждого уч-ся

Уравнения по 2б

Вывод

3. Этап закрепления знаний (презентация полученных результатов)

По 2,5б

4. Подведение итогов – путешествие по стране «Оксиды»

Металлический лес по 0,5б

Щелочная река по 1б

Море превращений по 1б

Гора познаний - 3б

Возвращение домой по 1б


Обязательные – 13 баллов отметка – 6

Дополнительные баллы за активную работу - 17+ 13 = 30 отметка – 10

Резервные – 5 баллов (ориентировочно-мотивационный этап)