Тема урока: « Оксиды металлов»
Цель урока: Научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе исследования и раскрывать особенности протекания химических реакций, определять проблемную ситуацию, находить пути ее решения, систематизировать и обобщать изученный материал; развивать умения прогнозировать, сравнивать, выделять главное, анализировать.
Задачи:
Образовательные:
1.Повторить свойства металлов и их соединений;
2.Сформировать понятия о химических свойствах металлов;
Развивающие:
1.На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами вещества;
2.Способствовать развитию исследовательских навыков;
3.Продолжить формирование умений работать в темпе, экономя время урока
Форма проведения урока: урок – исследование
Оборудование и реактивы:
Растворы: хлорид магния, хлорид железа(2), хлорид меди(2), хлорид алюминия, карбонат натрия, нитрат меди (2), сульфат меди(2), хлорид железа (3), нитрат железа (3), штативы с пробирками.
Ход урока
1. Ориентировочно-мотивационный этап
Ставлю перед учащимися познавательные задачи для уточнения содержания основных понятий. Вопросы предполагают межпредметную связь с физикой, биологией внутрипредметную связь между основными темами. Фронтальная работа учащихся класса репродуктивного и частично- поискового характера готовит учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Вопрос 1. Почему в земной коре не могут встречаться в свободном состоянии щелочные металлы, их оксиды и гидроксиды?
На этот вопрос ожидается получение однозначного ответа о высокой реакционной способности щелочных металлов, взаимодействие с водой и химических свойствах их соединений. Учащиеся на основании положения щелочных металлов в периодической системе химических элементов делают вывод об их активности и высокой скорости протекания реакции с водой, а также о взаимодействия оксида и гидроксида щелочного металла с кислотными оксидами и кислотами. Учащиеся делают вывод о нахождении щелочных металлов в земной коре только в виде солей.
Вопрос 2. Смесь двух металлов второй группы главной подгруппы растворили в воде. Один из металлов в воде не растворился. Элементы, образующие эти металлы, называют «элементами жизни». Какие это металлы?
Ответ на данный вопрос предполагает сравнение активности металлов (магния и кальция), а также их соединений. Если учащиеся не отвечают на поставленный вопрос, то ещё раз уточняется условие взаимодействия металла с водой (металл реагирует с водой, образуя растворимое основание и водород).
Учитывая, что кальций при обычных условиях взаимодействует с водой с образованием малорастворимого гидроксида, а магний с холодной водой не реагирует, учащиеся приходят к выводу, что в воде не растворился магний.
Вопрос 3. Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.
2. Проблемно-поисковый этап
УЧИТЕЛЬ.
Должны мы на уроке истину установить,
При этом формулы, законы не забыть
Эксперимент с начало проведем,
Подумаем, помыслим и теорию учтём.
Дерзая, споря, новое откроем
И постепенно нужное усвоим.
Сообщаю, что необходимо провести исследование, предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний. Ученики класса разбиты на творческие группы, каждая из которых получает задание и необходимые реактивы для проведения эксперимента. Учащиеся, получив задание, осмысливают содержание и последовательность его выполнения. В исследовании каждой из групп учителем созданы проблемные ситуации: противоречия теоретического материала и практически полученного в эксперименте результата. Ученики в процессе работы заполняют протокол исследования
1 группа:
оксид натрия
2 группа:
оксид кальция
3 группа:
оксид магния
4 группа:
оксид алюминия
5 группа:
оксид меди
6 группа:
оксид железа (III)

Протокол исследования
Опыт | Наблюдения | Уравнения реакции | Вывод |
1. взаимодействие оксидов металлов с водой (+фенолфталеин) | | | |
2. взаимодействие оксидов металлов с кислотами | | | |
3. Этап закрепления знаний (презентация полученных результатов)
Учащиеся докладывают о достижении поставленных целей, обмениваются с другими учащимися результатами выполненного исследования, развивая тем самым умения публичного выступления.
4. Подведение итогов – путешествие по стране «Оксиды»
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие по стране «Оксиды». На этом стенде показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники».
Ученику за правильный ответ вручается медаль – на ней слова:
Ты молодчина! И в это поверь.
Успешно открыл ты химии дверь.
Три года уроков еще у тебя
великим ты химиком станешь тогда.
Металлический лес
Задание - тест.
1.С водой с ообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:
а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.
2.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:
а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.
3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:
а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.
4. Оксид алюминия:
а) основной оксид; б) амфотерный; 3.кислотный.
Щелочная река
Демонстрация опытов:.
Оксид кальция взяла
И воды я прилила.
Метилоранжа капну тут
и раствор стал желтым вдруг.
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Кислоты потом азотной осторожно прилила
Что ж такое приключилось?
Даже я не поняла,
В чём же дело, в чем секрет?
Есть у вас ответ, иль нет?
Карбоната натрия
К соли прилила
И осадок белый
Получила я.
Море превращений
Задание 4. Написать уравнения реакций цепи превращений
Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2
Гора познаний
Задача. Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.
Возвращение домой
Коль хотите домой возвратиться
То придется вам всем потрудиться
Если сделана будет работа,
Я открою из царства ворота.
Не робей, не вешай носа-
На мои ответь вопросы!
Не ленись, не зевай – на вопросы отвечай.
Химический диктант (запиши ответ)
Металлы в соединении с кислородом образуют (основные и амфотерные оксиды)
С водой с образованием оснований взаимодействуют только (металлы 1 и 2 А групп, кроме магния и бериллия)
Все оксиды металлов взаимодействуют с (кислотами)
При взаимодействии оксидов металлов с водородом можно получить (металлы)
Оксиды можно получить из металлов при их взаимодействии с (кислородом)
5. Рефлексия:
Некоторые оксиды являются основой для красок: ZnO – белой, Fe2O3 – коричневой, Cr2O3 – зелёной. А природные кристаллы оксидов алюминия, окрашенные примесями – это рубин, сапфир, корунд и даже глина - глинозем
Оцените свою деятельность на уроке:
Отлично- рубин;
Хорошо- сапфир;
Удовлетворительно- корунд;
Слабо- глинозем
6. Домашнее задание § 44
7. Оценивание урока:
Этап урока | За каждое задание | Макс. кол-во баллов |
1. Ориентировочно-мотивационный этап | По 1 баллу | 5б дополнительные баллы |
2. Проблемно-поисковый этап | Рисунок по 1б | 2б у каждого уч-ся |
Уравнения по 2б | 4б |
Вывод | 2б |
3. Этап закрепления знаний (презентация полученных результатов) | По 2,5б | 5б |
4. Подведение итогов – путешествие по стране «Оксиды» | Металлический лес по 0,5б | 2б |
Щелочная река по 1б | 4б |
Море превращений по 1б | 3б |
Гора познаний - 3б | 3б |
Возвращение домой по 1б | 5б |
Обязательные – 13 баллов отметка – 6
Дополнительные баллы за активную работу - 17+ 13 = 30 отметка – 10
Резервные – 5 баллов (ориентировочно-мотивационный этап)