Урок составлен для 5 классов по рабочей учебной программе по коми языку как государственному, составленной на основе программы «Коми язык как государственный. 5-9 классы», допущенной Министерством образования и высшей школы Республики Коми (2007г.).
Для закрепления правила используется учебник Ватамановой Г.И., Сизевой Ж.Г., Ярошенко Е.Н. «Шонді нюм» (2009).
Наглядный материал: портреты детей, портреты героев коми сказок (Йиркапа, Перы Богатыря, Зарань, Ёма Бабы, Гундыра, В?рса), Презентация Microsoft Office PowerPoint .
Данный урок будет интересен для учителей коми языка, работающих в школах с преподаванием коми языка как государственного. Cодержание учебного материала на данном уроке представляет собой изучение качественных прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –А, использование существительных с суффиксом –Л?Н в лексической теме «Внешность человека». Создание ситуаций, при которых необходим выбор суффиксов –Л?Н или –А.
На уроке используются следующие методы обучения: 1. эвристический метод: анализ, сравнение, сопоставление, направленные на переработку информации с целью выявления возникающих проблем, а так же поиск путей решения проблем и анализ результатов; 2. наглядный метод: объяснение материала происходит с использованием портретов детей и героев коми сказок, 3. методы контроля: самостоятельная работа, контроль со стороны учителя и одноклассников, самоконтроль; 3. словесные методы: чтение, хоровое чтение, аудирование, диалог, монолог, письмо, позволяющие выражать полученные знания в различных видах; 4. репродуктивный метод, который предполагает кроме восприятия информации её практическое использование (создание описательного текста по различным портретам. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.
В процессе урока для организации познавательной деятельности используются фронтальная, индивидуальная, а так же парная и групповая формы работы, которые способствуют скорости решения задач и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
70% материала учащиеся могут усвоить сами 30% материала потребует помощи учителя при его усвоении. Детям на уроке необходимо прочно запомнить правило использования суффикса -А для образования прилагательного из существительного, и для сравнения использовать суффикс существительного –Л?Н. Из ранее изученного необходимо повторить качественные прилагательные, названия частей тела и опираться на них при постижении нового материала. Вновь изученное закрепляется посредством составления словосочетаний, предложений, введения их в описательную речь. Интересным для детей на уроке будет составление описания внешности разных портретов, в том числе героев коми сказок, использование ресурсов Интернет для выполнения домашнего задания (найти загадку про внешность человека). Легким будет составление словосочетаний, а трудным окажется выбор суффиксов в зависимости от ситуаций.
Если учитель планирует обеспечить формирование данных теоретических знаний на уроке, то ученики научатся различать суффиксы существительных и прилагательных, смогут составлять с ними словосочетания и употреблять их в письменной и устной речи в зависимости от ситуации. А так же научатся планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу.