СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Доброте сопутствует терпение".Путешествие по станциям, работа в группах, музыкальное сопровождение и презентация делают урок более красочным и интересным.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по курсу ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение"»

Доброте сопутствует терпение

Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

  2. Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  3. Учить задумываться о своём месте в жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

        Осознание понятий о доброте и терпении.

        Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


УУД:Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные:         Развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.  Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: компьютер, презентация; картинка солнца, надписи станций, магнитофон.

Ход

1.Оргмомент

Учитель:

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.

(Диагностика настроения, слайд №1)

Учитель: Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.

2. Постановка учебной задачи.

Вступительное слово учителя:

Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

Учитель: Сегодня мы отправимся по сказочной дороге .

Первая наша станция будет «Сказочная».

(слайд 2.)

– Вот мы очутились на первой станции нашей сказочной дороги, где нас встречают герои из сказок. (Золушка, Настя, Герда.)

– Узнаёте ли вы их?

А называется наша дорога так же, как наш урок. Тему вы узнаете, если вспомните какие черты характера этих героев помогли им в жизни. (Ответы детей.)

– Правильно. Доброта и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброте сопутствует терпение».

(появляется слайд 3.)

3.Ход урока.

Учитель: Следующая наша станция наша «Словарная».

– Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Ответы детей)

– А терпение? (Ответы детей)

– А что такое зло?

– Что означает добрый?

– Каким делает человека доброта?

– А как это качество выглядит в жизни? (Приведите примеры.)(Ответы детей)

– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)

– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.

(слайд 4 со значением слов.)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый

  1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

  2. Несущий благо, добро, благополучие.

Терпение -

  1. Способность терпеть.

  2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго (французский писатель) ( слайд 5)

Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.

Учитель: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце)

Учитель: И следующая наша станция «Солнечная».

– Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимете это выражение? (Ответы детей)

Учитель: – Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)

– Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.

– Подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».

(Дети читают написанное и прикрепляют лучики к солнышку)

– А всегда ли мы дарим добро и терпение самым близким нам людям?

Продолжение нашей темы вы узнаете из сказки.

Чтение отрывка о маме из сказки «Три дочери».(слайд 6)

– О ком эта сказка? (О маме и детях)

– Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)

И станция будет называться «Слово «мама» дорогое».

У.. Понятие «добро» с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно - в Библии.

(слайд 7). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывется картинка с изображением пророка Моисея- слайд8) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них.( слайд 9 )(Показывается 10 заповедей). Слайд 10)Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг к другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте и терпении. (Звучит музыка). Как вы понимете эти заповеди? ( Дети отвечают).

Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер. Правильно, это пятая заповедь. (Ребёнок зачитывает заповедь). Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, что бы исполнилось то, что написано. А когда мы вырастем, а родители станут пожилыми людьми – с какими качествами мы должны заботится о них? Доброта и терпение, конечно, главное.

Давайте с вами сделаем вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека? (Дети отвечают).

Сейчас мы подарим всем песню «Слово мама дорогое».

(Звучит песня(

Учитель: следующая наша станция «Народная мудрость».

(Слайды 11–18)

Работа в парах. Собери пословицу.

Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом.

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Учитель: следующая наша станция «Конечная».

Наше путешествие по дороге «Доброты и терпения» подошло к концу. И сейчас, каждый из вас скажет, что он взял для себя из этого путешествия.

Продолжите предложение.

Для меня добрый и терпеливый человек - это …. (Слайд 19)

(ответы детей: это человек чести, это человек которому можно верить, который всегда придёт на помощь)

Учитель: – Говорят, если есть в человеке доброта, терпение, значит, он как человек состоялся.

(Звучит песня «Дорогою добра».)

Диагностика настроения.

Учитель: – Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте изменилось ли у вас настроение после нашего занятия. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».

4.Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок мы начинали с вопроса «Зачем творить добро?». Мне бы хотелось. Чтобы вы всегда отвечали на него так – чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга.

(если есть время)

-Давайте составим синквейн со словом «ДОБРО» (варианты синквейна)

1 ДОБРО

НАСТОЯЩЕЕ   БЕСКОРЫСТНОЕ

ПОМОГАЕТ   РАДУЕТ   ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

ЛЮДИ   ДОЛЖНЫ   ДЕЛАТЬ ДОБРО

БЛАГО

2 ДОБРО

ТЁПЛОЕ ВЕЖЛИВОЕ

СПАСАЕТ   ОСТЕРЕГАЕТ   ВЫРУЧАЕТ

ОНО ВСЕГДА ПОМОЖЕТ

ДРУГ

3 ДОБРО

ЛАСКОВОЕ ИСКРЕННЕЕ

УЧИТ   РАДУЕТ   ЛЕЧИТ

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

ЛЮБОВЬ

- Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? (слайд 20)

  Мне больше всего понравилось…

  Меня удивило…

  Я попробую…

  Мне захотелось…

  Я научился…

  Урок дал мне для жизни…