Конспект урока по литературе Полубояриновой В.В.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИКИ |
- Как вам произведение? Понравилось? | -Необычное и интересное. |
- Рассказ о простом сарае. Что может быть банальнее? | -Но у Пелевина – это звучит! |
-Интересное ли название у рассказа? | -Необычное. |
-О чём можно догадаться из названия? | -Что будет долгая история жизни. |
-Какая может быть жизнь у сарая, а тем более приключения? | -Однако они есть. |
-Кого олицетворяет сарай? Кого он нам представляет? | -Человека и его жизнь от рождения и до смерти, воскресения. |
-Итак, он родился или появился на свет? Каким? | -Появился. |
-Но это не просто жизнь!. Посмотрите какое начало у рассказа! | -Отрывок из текста. «В начале было слово…» |
-Откуда это? | -Из Библии. |
-О чём оно? | -Тоже о жизни, о зарождении жизни. От «нулевой точки». |
-И это философия… Какова эта «нулевая точка» у сарая? | -Доски, ящик с гвоздями, молотки и другое. Как будто зародыш в материнском чреве. |
-Но чувство появилось когда? | -Когда велосипеды стали наполнять внутренности – вот это то первое чувство, чувство наполняемости. |
-А эта внутренность в человеке в чём? | -В душе. Говорится о наполняемости души. |
-Полки продолжали наполнять душу сарая. | -«Вокруг ещё лежал необъяснимый мир…». Вот это ребёнок…(Раннее детство сарая.) |
-Какова была жизнь сарая на этом жизненном этапе? | -С переменным успехом. То грустил (депрессия), то радовался жизни. В зависимости о того, откуда ветер дул. |
-Посмотрите, о чём думал, вернее, о чём не думал сарай? | -О том, что он всю жизнь проведёт на этом месте. |
-А как же быть с приключениями? | - Приключения- это всегда движение, а где здесь движение? Пока не видно движения. |
-Какое может быть движение у сарая? | -Может быть, движение души? |
-что происходит с ним дальше? | -И вот эго покрасили в ярко-багровый цвет. |
-Что за цвет такой? | -Отличающий от других. Может быть символ огня, пожара. Пламенная душа. А ещё приобрёл чудное имя XII. |
-И опять библейское число. Интересное число-число полноты. К числам Пелевин относится очень внимательное (есть у него произведение, которое так и называется «Числа»). | -На соседних сараях стояли обычные числа, не римские. Он же опять особенный. Так думают многие из нас в молодом возрасте, и это правильно! Мы, действительно, уникальные, каждый из нас по-своему. Именно теперь сарай стал полноценной личностью. |
-И это не только внешняя, но и внутренняя непохожесть. В чём она? | -«На полках лежала всякая ерунда, придававшая разнообразие и неповторимость его внутреннему миру… » |
-А что же представлял собой пластмассовый обруч? | -Загадку его души- символ. |
-Каковы были фантазии у сарая? | -Что он был когда-то дачей или, возможно, гаражом. |
-С какого момента началась его полноценная жизнь? | -С осознанием себя как личности. |
-А когда это происходит у человека в реальной жизни? | -Где-то лет с семи-восьми. Когда идешь в школу. Может быть у кого-то позже. |
-В чем заключалось его счастье? Даже целых два! | -Мысли о разных велосипедах. Два счастья разного порядка. |
-С кем общался сарай? | -Cо своим ближайшим соседом. Но не тем, от которого пахло бочками. Выбрал себе собеседника сам. |
-Какой сокровенной мыслью поделился сарай со своим соседом? | -Он мечтал стать велосипедом! Или, хотя бы, чувствовать себя им. |
-Что ответил ему сосед? | -Он унизил в лучших чувствах! |
-Откуда такая желчь соседа? | -Скорее всего у соседа не сбылись его собственные надежды! |
-Что произошло с соседом? | -Его разобрали на доски. Сломали! |
-А другие соседи, что за личности? Почему наш сарай не хотел с ними общаться? | (Прочитать отрывок из текста). |
-Темная, труднопонимаемая жизнь соседей номер 13,14! Почему? В чем это проявилось? | -В чувстве превосходства со стороны сарая XII. |
- О чем были сны нашего сарая? | -Он становился велосипедом. |
-В какой момент закончилась эта безмятежная жизнь, жизнь ребенка? Что произошло? Что чувствовал сарай? | - Увезли его счастье! Его велосипеды! |
-Что произошло дальше? | - Сарай продали. Прошлое безвозвратно ушло. |
-Чем теперь наполнились его внутренности? | -Бочка, которую он так боялся и ненавидел, стала вдруг внутренним его состоянием. |
-А что соседи? Как теперь происходило общение с ними? | -Когда произошли резкие изменения, сарай попросту потерял сознание. |
-О чем это говорит? | -Он вступил на новую полосу своей жизни. |
-Когда это происходит с человеком? | -Когда заканчивается детство, юность, и начинается суровая действительность, суровая жизнь! |
-Что же остается сараю? | -Терпеть и выживать. |
-«Страдание увечит…» Почему так говорит автор? | -Меняет человека до неузнаваемости. |
-Что теперь являло душу сарая? | -Бочка. |
-А что соседи? Кем они стали для него? | -Собратьями по несчастью. |
-Какова стала новая жизнь нашего героя? | -Она стала двойной. |
-«Элементарный возрастной перелом…» Что имелось ввиду? | -Вхождение в реальный мир с его заботами и тревогами. («Но ничего, привыкнешь! Тяжело только сперва.») |
-Вспоминал ли он свою прежнюю жизнь? | -Конечно! |
-Как он себя теперь ощущал? | -Раздобрел, в мечтах представлял себя теплоходом, плывущим в завтра. Тоже мечты, но уже другие. И уже он успокаивал других, таких горячих, как когда-то он сам. |
-Шли годы, и ничего не предвещало перемен. Какой предмет напомнил ему о прошлом? | -Обруч, обросший паутиной. |
-Что помогло вспомнить все? | -Звонок велосипеда. |
-А что бочка, являющая внутреннее содержание сегодняшнего №XII? | -Она спала. |
-Пока она дремала, что ощутил сарай? | -Он встрепенулся, отделил себя от внутренней сущности- бочки- и решил действовать. Действовать, пока она спит. (Одна сущность в тебе спит, другая- действует.) |
-На что же он решился? | -На самосожжение. |
-Как это было? | (Отрывок из текста.) |
-Кто еще стремился помешать решению сарая? | -№№13,14. |
-Почему? | -Наверное, они забыли о своем прошлом, не могли вспомнить его. |
-Какова была борьба? За что? | -За мечту!!! |
-Чем закончилась эта борьба? | -Выгорело все! |
-Что осталось от №№13, 14 и XII? | -Пепел. |
-Но это еще не конец истории. Что случилось с владельцем сараев? С директором? | -Шла по дороге и увидела чудо. |
-Что это было за чудо? | -Светящееся пятно при приближении оказалось велосипедом, сделанным из досок. Чудно! Душа сарая XII витала в воздухе в виде деревянного велосипеда! А потом исчезла. |
-Но куда! | -В небеса. Туда, где будет лучше. |
-Почему женщина ничего не смогла потом вспомнить? | -Чудо кончилось. Реальный мир возник вновь. |
-Какова концовка? | -«…Впрочем, Бог с ней…» |
Опять к Вечному, без него – никак… |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа №18 Конспект урока по литературе 8 класс По произведению Виктора Олеговича Пелевина «Жизнь и приключения сарая номер XII» Выполнила: Полубояринова В.В. учитель русского языка и литературы г.о. Электросталь 2013 год Цель: Познакомить детей с творчеством современного автора Виктора Олеговича Пелевина. Показать, что и в современной литературе есть имена, достойные нашего внимания, которые поднимают в своих произведениях вечные вопросы бытия. Учить школьников анализировать художественный текст. воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности. Оборудование: Текст произведения на каждой парте. Компьютерное оборудование для показа презентации. Примечание: Изучение данной темы рассчитано на два урока. Ход урока: Организационный момент. Определение цели и задач урока. Слово учителя. Сегодня я хочу познакомить вас с автором, о котором , может быть, некоторые из вас уже слышали. А те, кто не слышал: Виктор Пелевин- приятно познакомиться. Это современный автор. Показ презентации. Слово учителя. Предлагаю вашему вниманию короткий рассказ. Чтение рассказа. Беседа по прочитанному. Подведем итог. В современной литературе есть интересные писатели, которые достойны того, чтобы мы познакомились с ними. Домашнее задание: отзыв на прочитанную книгу. |