СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 14 главы «Суд».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Образовательные:
    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить  ориентироваться в тексте;
    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;
    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;
    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 14 главы «Суд».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Анализ содержания 14 главы «Суд».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. способствовать вчитыванию учащихся в роман А. С. Пушкина и его осмыслению, углубить понимание его идейно - художественного богатства, учить ориентироваться в тексте;

    2. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода;

    3. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    4. обучать умению  видеть основную мысль текста, вести самостоятельную поисковую деятельность.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", толковые словари, компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

-Давайте повторим правила, которые вы должны соблюдать на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Ответить на вопросы по 13 главе.

Выборочный пересказ «Поход на Пугачёва».

Дополните предложения:

«Бедствие доходило до … . Солдаты отбирали у … то, что успели они … . Правление было повсюду … ; помещики … по лесам. Шайки … злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов … и …; состояние всего обширного края было …».


Прочитать 14 главу романа «Суд». Составить план главы.

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока.



– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.

 Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы будем сравнивать …

Мы будем работать над образом …

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Анализ 14 главы «Суд».






1.Словарная работа















2. Аналитическая беседа по прочитанной главе «Суд».

1 эпизод: «Допрос».

- Куда привезли Гринёва?

- Каким он увидел г.Казань?

-Куда посадили П.Гринёва?

-Из кого состояла комиссия?

-О чём спрашивали Гринёва в комиссии?

-Что сказал он в оправдание?

- Что скрыл Гринев на допросе?


- Кто донес на Гринева?


-Как изменился Швабрин?





- Какие показания он дал против Гринёва?


2 эпизод: «Жизнь Марьи Ивановны в семье П.Гринёва».

- Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

-Как отнеслись родители П.Гринёва к его аресту?

-О чём писал в письме князь Б. батюшке?

-Как изменился отец Петра после получения письма?

-Почему Марья Ивановна мучилась больше всех?

-Что решила Марья Ивановна?


3 эпизод: «Свидание с императрицей Елизаветой II».


- Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?


- У кого и где она остановилась?

- Что ей рассказала жена смотрителя?

-Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II?



- Опишите, какой увидела Марья Ивановна императрицу?





- О чём она рассказала императрице?

-Как вы думаете, поверила ли императрица словам Марьи Ивановны?

-Какое решение приняла Елизавета II?


-Что она вручила Марье Ивановне и как ей помогла?


-Как сложилась дальнейшая жизнь П.Гринёва и Марьи Ивановны?

- При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

- Как Пугачев «поприветствовал» Гринева?

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Смяте́ние – здесь: смута, мятеж, беспорядок.

Изве́т (устар.) – донос, клевета.

При́ступ – здесь: вступление.

Пра́щур – предок.

Наречённая – объявленная, признанная всеми.

Камер – лакей – придворный слуга.

Убо́рная – здесь: комната, где одеваются и приводят себя в порядок.

Свёкор – отец мужа.









Имя Марьи Ивановны



Главный доноситель – Швабрин.

«Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».





С искренним радушием.















Марья Ивановна уехала в Петербург, чтобы встретиться с императрицей Елизаветой II.

На почтовой станции, недалеко от Царского Села под Петербургом


Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету II? в Царскосельском парке во время утренней прогулки.


«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимое».




«Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

«Знаю, что вы не богаты. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».



Он присутствовал при казни.



Пугачёв кивнул ему головою.


Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева от одного из его внуков.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


6.

Домашнее задание

Ответить на вопросы по 14 главе. Выучить выводы.

Подготовиться к контрольной (тестовой) работе.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за




 Заполняют бланк самооценки.