Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект урока по литературе в 9 классе
«Система образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Выполнила
учитель Муллагильдина О.В.
Кандры 2017
Цель: определить роль образов помещиков в раскрытии темы и идеи произведения;
Задачи:
Образовательные:
- сопоставить замысел поэмы «Мертвые души» с содержанием «Божественной комедии» Данте;
- определить характерные черты образов помещиков и основной порок каждого из них, который привел к смерти души;
- показать роль деталей в создании художественного образа;
Развивающие:
- развивать навык характеристики героя художественного произведения;
- совершенствовать умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные:
- через анализ художественного текста показать, к чему могут привести излишняя мечтательность, страсть к накопительству, расточительство, корыстолюбие, скупость.
Используемые методы: описательный анализ
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Формулирование темы и задач урока.
- Сегодня мы продолжаем работу над поэмой Н.В.Гоголя «Мертвые души». Нас будут интересовать образы, подробно и ярко нарисованные Гоголем в поэме.
- Как вы думаете, что это за образы? Запишите тему урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой перед тем, как перейдем к анализу этих образов?
- Случайно или намеренно несколько первых глав своего произведения писатель посвятил описанию быта и характера помещиков? Какую цель он при этом преследовал? Что представляют собой герои этой поэмы? Каковы их жизненные ценности и интересы? Что помогло писателю создать эти понятные и запоминающиеся, но вместе с тем, довольно сложные образы? На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе сегодняшнего урока.
3. Работа по теме урока.Система образов помещиков в поэме «Мертвые души»
Следуя замыслу Гоголя, а его герои идут дорогой «ад — чистилище — рай», — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним.
Круги ада по Данте.
1-й круг: здесь находятся души тех, кто не познал христианства, то есть тех, кто умер до принятия крещения или прожил жизнь добродеятельным язычником.
2-й круг: здесь мучаются души людей, предававшихся пороку сладострастия.
3-й круг: здесь подвергаются мучениям грешники, предававшиеся обжорству.
4-й круг: здесь томятся скупые и расточители.
5-й круг: здесь мучаются души грешников, предававшихся необузданному гневу и лени.
6-й круг: здесь наказываются еретики, сектанты и не верующие в Бога.
7-й круг: здесь наказываются души тех, кто согрешил насилием.
Анализ текста:
Задание 1. Манилов (глава 2- фронтально).
1. Что общего в описании усадьбы Манилова и первом круге ада у Данте? (По мнению Е. А. Смирновой, пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада у Данте — Лимба: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя «день... не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета»; обитающие в Лимбе язычники — и причудливые греко-римские имена детей Манилова. В доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит. В его кабинете — горки золы, расставленные четкими рядами. А дым и зола связаны с бесовщиной, с дьяволом, символизирующим не созидание, а разрушение. Значит, в душу Манилова уже вселился дьявол и она требует очищения.)
2. В чем общность отношений Манилова с женой и грешников, населяющих второй круг ада? (Есть мнение, что описание отношений Манилова с женой — это пародия на второй круг ада, который населяют сладострастники. Гоголь считал, что любовным утехам нужно уделять не слишком много времени. Поэтому после описания поцелуев Маниловых Гоголь пишет, что «в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много можно бы сделать разных запросов. Но все это предметы низкие..».)
3. Какой подтекст можно увидеть в изменении погоды в момент отъезда Чичикова от Манилова?
(При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от продолжения задуманного им путешествия. Так и у Данте по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает.)
Задание 2. Коробочка (глава 3).
1. В чем сходство посещения Чичиковым дома Коробочки и второго круга ада у Данте?(Есть предположение, что посещение Чичиковым дома Коробочки — это посещение второго круга ада. У Данте это описывается так: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной». У Гоголя — «темнота была такая, хоть глаз выколи». И Коробочка подтверждает: «Сумятица и вьюга такая».)
2. Откуда же вьюга во время грозы?
(В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте был кругом дождя. Вместе с тем и каждый из помещиков живет в своем замкнутом мире, где время как бы остановилось. Поэтому за воротами его усадьбы может быть и другая погода, и даже другое время года.)
3. Какой символический смысл имеют детали интерьера в доме Коробочки и ее имя? (Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Колдовство на Руси всегда было связано с дьявольщиной. Предметы эти трудно рассмотреть, так как в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются. Идея воскресения заложена и в имени Коробочки: Анастасия значит «воскресшая».)
4. Почему Коробочка решает задобрить Чичикова и погасить его гнев приготовлением застолья?
(Гоголь пишет, что на столе у Коробочки «нивесть чего не было». Чичиков объедается пирогом, горячими блинками, что позволяет Гоголю приблизиться к третьему кругу дантовского ада, где живут чревоугодники.)
Задание 3. Ноздрев (глава 4).
1. Прокомментируйте эпизод «В трактире» с начала главы до слов «...послышался стук колес подъехавшего экипажа». Как сюжет эпизода связан с кругами ада у Данте? (Третий круг ада населяют обжоры. Гоголь считал грех чревоугодия одним из самых тяжких. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. «Толстая старуха» продолжает тему Коробочки.)
2. В чем общность четвертого круга ада и истории с Ноздревым? (История соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупцы и расточители. А Ноздрев, бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, и есть расточитель. Его увлечение игрой в шашки подчеркивает его азартность, он и гостю предлагает сыграть.)
3. Какой смысл имеет такая деталь, как собачий лай? (Лай собак ассоциируется с адским псом Цербером, охраняющим ад и терзающим чревоугодников.)
4. Как проявился гоголевский замысел спасения души в главе о Ноздреве? (Если в предыдущих главах способы спасения души рисуются иносказательно, то ноздревский способ — нечестная сделка, обман, попытка пробраться в Царствие Небесное незаслуженно, как в дамки.)
Задание 4. Собакевич (глава 5).
1. Можно ли сказать, что Гоголь последовательно идет за сюжетом Данте? (Нет, он переосмысливает сюжет
о кругах ада и изменяет его в соответствии со своим замыслом. Поэтому не нужно искать прямых параллелей между «кругами» «Мертвых душ» и кругами ада в «Божественной комедии». Однако в четвертом круге ада у Данте находятся не только расточители, но и скупцы, а Собакевич и Плюшкин наделены этим пороком.)
2. Что роднит образ Собакевича с русским фольклором? В чем иронический смысл этого сопоставления?
(Собакевич по своей физической силе близок русским богатырям, совершавшим подвиги. Но богатыри сражались во имя родной земли, а Собакевич показан как «антибогатырь», способный совершать «подвиги» только за столом.)
3. Какие пороки обличает Гоголь в эпизоде «Обед у Собакевича»? (В эпизоде вновь обличается чревоугодие, так как Гоголь считал этот порок особенно тяжким.)
4. Какие души, по мнению Гоголя, достойны воскресения и преображения? (Антибогатырь Собакевич тоже готов к воскресению. Его способ «оживления» умерших крестьян здесь не мошенничество, как у Ноздрева, и не откапывание из земли, как у Коробочки, а стремление к добродетели и доблести. Именно умершие крестьяне Собакевича и являются теми «живыми душами», которые стоят «позади мертвых» (А. И. Герцен). Они олицетворяют силу, ловкость, смекалку, трудолюбие русского народа. Горечь автора в том, что жизнь самых лучших представителей нации так коротка. Но они отправляются к Богу, заслужив эту лучшую, в религиозном сознании Гоголя, участь.)
Задание 5. Плюшкин (глава 6).
1. В чем Плюшкин сходен с Собакевичем? Можно ли провести параллель между образом Плюшкина и образами скупцов из четвертого круга ада? (Если Собакевич хотя и кулак, но бережливый хозяин, заботящийся о крепости жилища своих крестьян, то в Плюшкине черты скупца доведены до абсурда. Он собирает и тащит в дом все, что находит.)
2. Почему Гоголь так подробно рассказывает о прошлом Плюшкина? (Автор хочет нарисовать историю обнищания человеческой души.)
3. Почему Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома? (Гоголь хотел привести Плюшкина к нравственному перерождению, так как праведниками на Руси нередко становились те, кто искупил и отмолил свои самые тяжелые грехи.)
4. Какой же способ спасения души предлагается таким, как Плюшкин? (Плюшкин спасает вещи, поднимая все на своем пути, а надо поднимать души, спасать их. Ведь главная идея «Мертвых душ» — идея духовного воскресения падшего человека, оживление его души. Плюшкин и на прощание говорит Чичикову: «Да благословит вас Бог!» Плюшкин готов к возрождению, ему надо только вспомнить, что спасать надо не вещи, а душу.)
4. Итоговая беседа.
1. Все помещики непохожи друг на друга, каждый из них — индивидуальность. Что же их сближает?
2. Какой смысл в том, что Чичиков начинает путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?
З. Чем опасны маниловы и коробочки?
4. С какой целью в четвертую главу введены раздумья Гоголя о Ноздреве?
5. Есть ли в Собакевиче положительные черты?
6. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления? По мнению критика Ю. Манна, Плюшкин не мертвее, а живее других. Так ли это?
7. В чем символический и общечеловеческий смысл образов помещиков? Почему в связи с ними появились понятия маниловщина, ноздревщина и др.?
8. Как размышления о помещиках могут помочь воспитанию человеческой души?
Вывод: каждый помещик у Гоголя — это своеобразный круг ада, но они расположены не по мере убывания в них живых сил. Важно и то, как каждый из них убивает свою душу, и то, велика ли его личная вина в этом. Больше виноват всегда тот, кто умнее, кто больше одарен, но все же решился на дурной поступок. У Гоголя каждый следующий помещик совершил более тяжкое грехопадение, но сам он ярче, крупнее, талантливее предыдущего. Поэтому личная нравственная вина каждого следующего помещика более значительна.
Герои статичны, они не развиваются, то есть мертвы. Но каждый может спасти свою душу, если захочет.
Домашнее задание
Перечитать главы I, VII—Х. Подготовиться к сочинению по теме:
Темы (по выбору учащихся):
1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).
2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).
3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).
4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).