СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 9 классе "Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе в 9 классе. Тема урока "Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе "Тема "маленького человека" в повести Н.В.Гоголя "Шинель"»

Урок литературы в 9 классе

Тема: Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Цель: познакомить учащихся с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»

Задачи: проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе; учить анализу текста; воспитывать любовь и уважение к личности человека.

Оборудование: презентация, словарь Ожегова

Ход урока





1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех на уроке. Запишите в тетради число, классная работа.

2. Вступительное слово учителя

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «Петербургских повестей», в который входит «Нос», «Портрет», а также повесть «Шинель».

3. Проверка д.з.

Вашим домашним заданием было прочитать эту повесть, а также индивидуальные задания, некоторые из вас должны были подготовить сообщения.

-Все ли готовы к уроку?(ответы детей)

Это мы проверим по ходу нашего урока.

-Какова будет тема нашего урока? (предположения детей)

Запишите тему урока в тетрадь СЛАЙД №1

«Тема «маленького человека» в повести Шинель»

Обратимся к эпиграфу урока

СЛАЙД № 2

«Мы все вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский. Запишите эпиграф себе в тетрадь.

-А кто «мы»?. Мы – читатели или писатели?

Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй полвины 19в вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли головы в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального: все это мы видим в повести Гоголя «Шинель» И сегодня на уроке мы вместе проследим традицию изображения «маленького человека» в русской литературе, ее развитие в повести «Шинель», поближе познакомимся с главным героем.

-Какова же история создания повести? (выступление учащихся)

4. Слова Учителя.

СЛАЙД №3

«Притча о человеке»

-Так что же значит быть человеком? Чем человек отличен от вещи?

-О чем же эта повесть? (о «маленьком человеке», человеке не просто униженном, - убитом!)

5. Словарная работа

-Давайте обратимся к определению, литературному термину «маленький человек», Личность, индивидуальность, человек, вещь.

(работа в группах)

Запишите в тетради данные определения.

6. Физ. Минутка

7. Работа в группах



1 группа «Горемычная жизнь» Акакия Акакьевича

Работают по вопросам. Отвечают.

Чиновники в России считались «благородным» сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель – форменное пальто.

Читатели с первых минут испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в характере повествования.

Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывая на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом дает другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка. Герой повести во всем обижен судьбой, даже имя у него неблагозвучное, странное. По народному представлению, имя – это судьба человека.

Запишите: Акакий – не делающий зла, незлобивый, невинный, смиренный

Группа №2.»Жизнь и смерть чиновника Башмачкина»

-Так ли тщетна попытка «сооружения» шинели? Ведь шинель все-таки отняли, как отняли жизнь. Шитье шинели стало не просто спасением от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинтсва. Это был подвиг не только А.А., но и пьяницы-портного Петровича, который прежде занимался «одной починкой, а тут соорудил целую шинель». Он душу вложил в нее. Петрович не погнался за гонораром, взял за шитье самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шел тайком за А.А., чтобы полюбоваться на свое творение.

-Кто является истинным героем повести: А.А. Башмачкин или шинель.

-А почему автор вводит элементы фантастики в финале повести? (Башмачкин выступает в роли мстителя. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против таких условий жизни и чувства боли за унижение человеческого достоинтсва.



8. Итог урока

Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости жизни. Вещь заменила человека, а как следствие этого исчез и портрет героя. Нет лица и у Петровича, и у чиновников, и у значительного лица.

-Почему?

Да потому что мундир заменил личность, Чин заменил Человека.

Холодный Петербург встретил и проводил А.А.Б. по одежке. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным – одежде, дому, чину, статусу.

-Какой вывод делает об А.А.Гоголь?

СЛАЙД

«Нет ничего ценне человека! Горько то, что гибнет само звание человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».

-Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели?»

«Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.

9. Д.З.

СЛАЙД

Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно)

10. Рефлексия.

11. Выставление оценок.