СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме Б.С. Житков "Беспризорная кошка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с творчеством Б.Житкова. Расширит представление детей о жизни домашних животных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме Б.С. Житков "Беспризорная кошка"»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 14.11.

Тема: Борис Степанович Житков « Беспризорная кошка».

Цели:

  1. Продолжить работу по разделу.

Познакомить с творчеством Б.С. Житкова.

Продолжить работу по совершенствованию навыков чтения и умения работать с текстом: выделять главную мысль; отрабатывать навык изложения прочитанного текста посредством подробного, близкого к тексту пересказа.

  1. Расширить представление детей о жизни домашних и диких животных. Развивать речь, воображение, наблюдательность.

  2. Воспитывать гуманное отношение к меньшим братьям нашим.



Тип: урок – репортаж

Методы: словесный, практический, поисковый, анализа, самооценки.

Формы: коллективная, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная, словарная работа,

фоторепортаж о жизни животных.



Ход:

1.Организационный момент. Готовность к уроку.

Эмоциональный настрой на сотрудничество.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй теплый ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2.Целеполагание:

- Мы продолжим работу по интереснейшему разделу « Мы в ответе за все живое на планете». Сегодня мы познакомимся с произведением Б.С. Житкова « Беспризорная кошка».

Творческий путь Б. С.Житкова (1882 – 1938)

Борис Житков мальчишкой жил в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов, все его дяди – адмиралы. У него была собственная лодка под парусом, телескоп на трех ножках, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пес, очень лохматый, который часто провожал своего хозяина до ворот школы, неся за ним в зубах его скрипку, а потом мчался без оглядки в гавань к кораблям и матросам.

Борис Житков был молчаливым, добрым, тихим мальчиком. Но любили его все, потому что он многое знал, умел; умел читать, объяснять и растолковывать. Впоследствии Борис Житков – штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара; инженер – кораблестроитель, изобретатель, бескорыстный друг и человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта. Одаренный изумительным даром рассказчика.

Вот такой человек однажды берется за перо и сразу же создает беспримерные в мировой литературе книги.

« Беспризорная кошка» - один из замечательных рассказов Б. С. Житкова, в котором чувствуется прекрасное знание привычек животных, их поведения.


3.Работа над текстом:

1. - Непосредственное восприятие текста ( читает учитель, выборочно дети)

- На фоне слайдов проводится словарная работа – задабривать, дичиться.

Как вы понимаете поговорку: « Живут как кошка с собакой»?

- Можно ли так сказать о героях Б.С.Житкова?

( они опровергают эту поговорку и являют редкий факт удивительной и нежной

дружбы).

2. Отношение автора к своим героям.

Почему автор собаке дал имя, а кошке нет? Не значит ли это, что он собаку любит больше, а кошку меньше?

3.Словесное описание героев рассказа:

Рябчик Кот

1.Домашний 1.Дикий

2.Хозяйский пес , 2.Дик и независим

стережет дом.

3.С человеком у него давняя дружба. 3.Никем не приручен,

Человек кормит его, заботится о нем. сам себе хозяин, т. е

сам решает, где ему

жить и с кем.

4.Пес признал в человеке хозяина 4.Любит свободу, в

и стал послушен ему. его натуре

« беспризорность»

5.Собака приручена, хозяин 5. Раз у него нет хо

Дал ей имя – Рябчик зяина, значит и

имени.



3. Физминутка – гимнастика для глаз.

Раскрашивание.

Закройте глаза. Представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим. Но закончить раскрашивание нужно обязательно своим любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.



4. Обдумывающее восприятие текста. Анализ произведения.

Вопросы:

- Чем занимался человек, от лица которого идет рассказ?

- Кто с ним рыбачил?

- Опиши внешний вид Рябчика(словами из текста). Как они дружили?

- Зачем понадобился хозяину кот? Как появилась кошка? ( словами текста)

- Как отнесся к ней хозяин?

- Что он хотел, задабривая кошку рыбой?

- Как вела себя кошка? А Рябчик?

- Где поселилась кошка?

- Был ли рад рябчик такой соседке? Почему?

- Какую картину во время дождя увидел хозяин?

- Кого и почему пустил Рябчик в будку?

- Что вы можете сказать о характере рябчика и кошки?

Прирученное животное чувствует доверие и любовь к человеку, а человеку надо не забывать, что он « навсегда в ответе за всех, кого приручил»

- Что это значит?



4.Фоторепортаж о жизни домашних животных.

- Какую проблему поднял Борис Степанович Житков в своём рассказе и автор видеоролика?

- Бездомных животных можно встретить повсюду: около магазинов, школ, на рынках, в подъездах. Они грязные, голодные и поэтому злые. Когда-то многие из них жили в доме, и вот теперь они оказались на улице. Как вы думаете, в чём причины этого явления?

- Можем ли мы что-то сделать, чтобы проблемы бездомных животных не стало?

- Дома вы можете продолжить наше исследование данной проблемы и предложить  пути её решения.



5.Вывод: Однажды приручив животное, приблизив его к себе, мы берем ответственность за его жизнь, здоровье, настроение, судьбу до конца его дней. Важно не обмануть его доверие, не предать его сердце, быть верным в любви и заботе к тому, кто верил тебе.



7.Рефлексия:

- О чем мы говорили?

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит рассказ?

- Попробуйте закончить предложения:

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

- Каждый из вас хорошо потрудился. Оцените свою работу в группе.



8.Самооценка.

9.Домашнее задание: читать и подготовить подробный пересказ рассказа, с. 73 – 75



Лист самооценивания в группе

Фамилия, имя учащегося __________________________________

Я работал(а) устно                                                                                     да            нет

 Я сделал(а)  всю работу                                                                           да             нет

 Я играл(а) активную роль, выполняя все работы на уроке                  5  4  3  2  1

 Работая в группе, я был(а)                                                                          лидером

                                                                                                                     слушателем

                                                                                                                  генератором идей

За работу в группе  на уроке я себе ставлю                                               5  4  3  2  1