Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
УМК Школа России
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок, развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.
Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с заданием, презентация.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Ход урока
I.Организационный момент:
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. Урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»
1.На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Следи за текстом, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
II. Проверка домашнего задания
- Посмотрите на доску: УТЯТА СТРЕКОЗА АЛЁША
- Как эти слова связаны с домашним заданием?
- Какое домашнее задание выполняли? (пересказать часть рассказа Б.Житкова «Храбрый утенок»)
Проверка дом. задания
III. Новый материал
- Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?
- Я вам предлагаю разгадать кроссворд. СЛАЙД
| | 1 | | | | Б | Е | р | е | с | т | О в |
Г | Л | У | П | Ы | Ш | И | | ![]() | | | | |
| | | | | 3 | А | л | ё | ш | а | | |
| | 4 К | О | Т | Е | Н | О | К | | | | |
| | | Ё | 5 Ж | И | К | | | | | | |
| 6 П | Р | И | Ш | В | И | Н | | | | | |
1.Кто автор произведения «Кошкин щенок»? (Берестов)
2.Как называет автор ребят в произведении «Ребята и утята»? (глупыши)
3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша) 4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)
5.Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)
6.Кто автор произведения «Ребята и утята»? (Пришвин.)
- Чему учат эти рассказы?
(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).
-Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)
-Бианки - это автор следующего произведения, которое мы будем читать.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Вот так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь.
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД
В этом году исполнилось 122 года со дня рождения писателя. Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца . В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.
Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.
Задания:
О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?
Чему учат книги В.В.Бианки?
- Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг).
Работа с выставкой книг.
- Ребята, посмотрите на парту. Здесь представлено ещё одно задание.
-Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а из оставшихся букв соберите слово.
карточка №1
К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т
Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16
МУЗЫКАНТ.
- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)
- С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».
«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».
- Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:
БИАНКИ МУЗЫКАНТ (СЛАЙД)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов.
( На экране слова: играть, выразительно читать, петь, отвечать на вопросы, бегать, озаглавливать части текста). СЛАЙД
Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведения Антонио Вивальди. А какие музыкальные инструменты вы услышали? СЛАЙД
- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?
Слайд - Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.
- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?
(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка) СЛАЙД
- А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.
Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)
1 остановка:
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».
- Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?
2 остановка:
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу?
- Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.
- Почему он удивился?
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
3 остановка:
- Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?
- Что делал медведь? Подтвердите словами текста.
- Как он услышал свою музыку? Прочитай.
- А старик? Прочитай.
- Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)
- Как поступит старик с медведем?
4 остановка:
- Как поступил старик с медведем?
- Почему он не убил зверя, он же медвежатник? ( увидел в нем такого же музыканта)
- Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?
- А как бы вы поступили на месте охотника?
- Это произведение рассказ или сказка? Почему?
- Почему рассказ называется «Музыкант»?
- Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).
- Подтвердились ли ваши предположения? Кого же Бианки назвал музыкантом?
(Медведя и человека.)
- Каким вы себе представили медведя?
- На карточке № 2 у вас даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.
Неуклюжий большой
Маленький бурый
Косолапый хитрый
Ленивый слабый
- А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?
- Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.
- Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
- Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
- Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?
Физминутка. Слайд
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.
Закрепление изученного материала
Повторное чтение текста
- При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём их значение СЛАЙДЫ
Рас-спро-сил – расспросил
Ос-то-рож-но- осторожно
Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом
За – ва – лин – ка – завалинка
Мед-ве-жат-ник – медвежатник– человек, который охотится на медведей.
Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Опушка – край леса
- Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть.
(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть –чит. по ролям)
По мере чтения частей текста появляется план. СЛАЙД
План.
1.Медвежатник – музыкант.
2. Красивые звуки.
3. Медведь – музыкант.
4.Такой же музыкант, как и я.
Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают) - Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. - Сравните, как слушали музыку старик и медведь - Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.
- А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)
- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)
Итог урока
- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:
«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!
- Выполните следующее задание:
Собери пословицу: (работа в парах)
карточка№ 3. Красив тот, (кто поступает красиво)
Красота сердца (дороже красоты лица)
Человека узнают по тому (что его окружает)
- Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.
А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.
СЛАЙДЫ (про Бурого медведя) – (сообщения 3 учеников )
1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал, что ….
Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….
Домашнее задание
Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части
№1. К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т
Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16
№ 2
Неуклюжий большой
Маленький бурый
Косолапый хитрый
Ленивый слабый
№ 3. Красив тот, дороже красоты лица
Красота сердца что его окружает
Человека узнают по тому кто поступает красиво
- Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
- Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.
1.Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.