МКОУ Тогучинского района
«Пойменная средняя школа»
Учитель начальных классов
Федорчук Полина Георгиевна
Урок по математике во 2 классе
Тема: Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пр.100
Программа: «Школа России»
Учебник: «Математика. Часть 2. 2 класс» М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.
Цели деятельности учителя: Продолжать формировать умение записывать и находить значение суммы и разности в столбик, развивать навыки устного счета, умение преобразовывать величины, чертить отрезки и находить их длину, умение определять геометрические фигуры.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя; управляют поведением партнера.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, составная задача, краткая запись, числовое выражение.
Оборудование: портрет К.И.Чуковского, русский алфавит, цветной мел, иллюстрация Мухи – Цокотухи, 6 тараканов, 2 чашек, бочонка, фонарика, раскладной самовар из картона, карточки – помощницы, бабочка, таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте. Урок математики. Проверьте свою готовность к уроку. Итак, начнем.
2. Сообщение целей урока
- Откройте тетради. Запишите число, слова «Классная работа».
- Сегодня на уроке продолжим складывать и вычитать двузначные числа столбиком, будем решать задачи, повторим единицы измерения длины, будем чертить отрезки, смекать, отгадывать.
- Урок у нас сегодня необычный – математика по сказке замечательного детского писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского.
3. Устный счет
- Начало названия этой сказки, вы расшифруете, решив примеры на доске.
- Решаете и рядом с ответом ставите букву из алфавита (выходят 4 ученика).
8 + (15 – 9)=14(М) 65 – 42= 23(Х)
4 + (7 + 10)= 21(У) 16 – (8 + 7)=1(А)
- Какое слово получилось? Как же называется сказка?
- Итак, сказка начинается …
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда решите следующий пример:
100 – 80 + 2 + 62 – 34 – 40 – 9
- Кто решит пример, кладет голову на парту. (Когда решат все, то предлагаю показать ответ пальчиками).
- Правильно, 1 рубль. Сколько копеек в 1 рубле?
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Вот какой самовар она приобрела.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
- Смотрите, прибежали тараканы.
(Выставляется наборное полотно с иллюстрацией тараканов)
- Сколько прибежало тараканов? Сколько их прибежало бы, если их было на 12 больше?
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов выпили бы эти 6 тараканов, если бы на каждого таракана пришлось по 2 стакана?
4. Закрепление знания письменных приемов сложения и вычитания в пр. 100
А букашки по 3 чашки,
С молоком, с крендельком.
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница!
- Букашками будете вы. Попьете чай из этих кружек (на доску прикрепляются иллюстрации кружек, на них написаны номера заданий).
- У каждого варианта своя кружка I-В Уч. С. 24 №20(1,2 ст), II-В Уч. С.24 №20(3,4 ст.) (с каждого варианта у доски работают по 1 ученику).
Проверка.
5.Фикульминутка
- Угостились чаем, а теперь потанцуем. (выполнение движений под музыку)
6. Решение задач
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела.
Мухе – Цокотухе
Меду принесла! (вывешиваю на доску бочонок с медом, с номером задачи)
- учебник ст. 27 №42
- Прочитайте задачу. Какая это задача(простая или составная).Составьте краткую запись.
( 1 ученик выполняет у доски)
Для слабоуспевающих учащихся раздаются карточки – помощницы.
Проверка, запись ответа.
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье.
Или Вам не нравится
Наше угощенье?
- Ой, куда наша бабочка улетела? Давайте ее поищем. (физминутка для глаз)
7. Работа с единицами длины
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек!
Скок, скок, скок, скок,
За кусток, под мосток
И молчок!
- Посмотрим, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в см.
2 дм = … см
1 дм 4 см = … см
90 мм = … см
8. Геометрический материал
А злодей – то не шутит,
Руки – ноги он Мухе
Веревками крутит…
- Первая веревка длиной 8 см, начертите отрезок длиной 8 см.
- Вторая веревка на 6 см короче. Начертите такой отрезок.
- Третья веревка на 1 дм длиннее второй. Начертите.
- Как нашли его длину? Выразите в см длину третьего отрезка.
Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь из нее выпивает.
Муха криком кричит
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда – то летит
Маленький Комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
- Рассмотрите этот фонарик (прикрепляется иллюстрация фонарика, состоящего из геометрических фигур)
- Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Квадратов? Прямоугольников?
9. Домашнее задание
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
Нынче Муха – Цокотуха
Именинница!
- А поскольку, Муха – Цокотуха – именинница, то она угощает вас всех конфетами. Но конфеты непростые, а сказочные.
Кто получил синие конфеты выполняет задание на смекалку на стр. 23 №14,
кто получил зеленые – стр. 24 №17, желтые – стр. 24 №18.
(Задания указаны на доске)
10. Итог урока. Рефлексия
1. Какое задание было самым легким?
2. Какое задание было самым трудным?
Так вот ,ребята, если вы все поняли и вам было легко на уроке поднимите восклицательный знак. А у кого остались вопросы ко мне – вопросительный. (! ?)