1. | Организационный момент | Прозвенел звонок, начинается урок. У нас замечательное настроение, и мы настроились на урок. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь. Тихо сели. | Учитель приветствует, настраивает детей на урок. | Предварительно класс делим на 2 группы: «Звери», «Птицы». Слушают учителя, настраиваются на урок, приветствуют гостей, садятся. |
3. | Сообщение нового материала | Звучит музыкальная заставка телепередаче «В мире животных» Учитель: Догадались ли вы, какова тема сегодняшнего урока? - Как вы думаете, о жизни животных и птиц ,в какое время года мы будем сегодня говорить? -Сформулируйте тему нашего урока? (Зимняя жизнь птиц и зверей). У нас необычный урок, урок – проект. Вспомним, что проект – план, замысел, в результате которого у нас должен получиться новый продукт. А наш проект сегодня коллективный, будем выполнять работу всем классом. Дидактическая игра «Исключи «лишнее» - На парте лежат иллюстрации, исключите «лишнее». 1 команда: (синица, дятел, клест, ласточка). -Почему зимующие птицы не улетают на юг? 2 команда: (медведь, заяц, волк, лиса). - Почему медведь впадает в спячку? -Давайте отправимся в лес и посмотрим, как разные птицы и звери приспособились к трудным зимним условиям. -Что за шум? Что за писк? Что за суета среди деревьев? Это бойкая птичья стайка путешествует по лесу. Отгадайте загадку. 1.Загадка: С наступление холода Жить её всё трудней. И, смелея от голода, Корма ждёт от людей. (Синица). Сообщение. 2. Загадка: Звонко свистнет тут и там, Мышкой лазит по стволам, Тонкий свист достигнет уха, Значит, где-то здесь ... (Пищуха). Сообщение. 3. Загадка: Тащит в дупла лип упорно Желуди, орехи, зерна, Как заправский кладовщик, Бойкий ... ямщик. (Поползень). Сообщение. Почему эти птицы собрались вместе? (Потому что стайкой им легче прокормиться . Найдет одна птичка корм - на ее голос спешат другие). 4. Загадка: Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клест). Сообщение. | Сообщает тему урока. Организует дидактическую игру. Учитель загадывает загадки, слушает сообщение детей. | Формулируют тему урока. Обсуждают в группе «лишнюю» картинку. Объясняют свой выбор. Отгадывают загадки, рассказывают о жизни птиц и зверей. Работают с учебником. |
5. | Сообщение нового материала (продолжение) | - Чем зимняя шерсть зверей отличается от летней? -Холодно ли зимой зверюшкам? 1. Загадка: День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит – бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк). Сообщение. 2. Загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут её... (Лиса). Сообщение. 3.Загадка: По снегу бежит – петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно. (Заяц). Сообщение. 4.Загадка: Ворует крошки, Боится кошки. (Мышь). Сообщение. 5. Загадка: С длинным гибким телом, Очень я прыгучая. Занимаюсь делом - Ловлю мышей вреднючих. Я хищник, имя нежное, Но к нежности небрежная. (Ласка). Сообщение. | Учитель загадывает загадки, слушает сообщение детей. | Отгадывают загадки, рассказывают о жизни птиц и зверей. Работают с учебником. |
6. | Закрепление изученного материала | - Откройте учебник (с. 32 -35), обсудите в группе, о какой птице не рассказано в тексте? (Дятел). -- Вторая группа обсудите, о каких зверях мы не рассказали? (Кабан, лось). - Почему птицы зимуют рядом с человеком? - Как можно помочь птицам перезимовать? - Какие кормушки можно сделать? Куда вешать кормушку -Можно повесить кормушку на балконе. Тогда вы сможете наблюдать за интересными сценками из птичьей жизни, да и подсыпать корм в такую кормушку вы сможете в любое удобное время. -Можно разместить кормушку для птиц во дворе своего дома, удобно прикрепив на ветке любого дерева. - Чем можно подкармливать птиц? (Можно подкармливать семенами, несоленым салом, белым хлебом. Ржаные крошки для птиц не годятся, закисая в зобу у птицы, приводят к её гибели.) | Учитель задает вопросы, выслушивает детей. | Дети отвечают на вопросы. Устная презентация кормушки. Дети делают коллаж по теме «Берегите птиц», «Берегите зверей» |
7. | Рефлексия | Многие звери и птицы зимой собираются в стайки. Почему? А нам всем вместе легче было работать? Составьте название зверей из данных букв. Найдите в учебнике информацию о данном животном. Поделитесь полученной информацией с одноклассниками. Игра «Узнай животное по описанию». Описание животного | Название животного | 1.Лесной великан. Медленно бродит по лесу. Его корм ветки, кора деревьев. | Волк | 2. Довольно крупный хищник. У него очень хороший слух. | Заяц | 3. Иногда становится добычей лисицы. Но очень быстро бегает. | Лось | Давайте вспомним, про жизнь, каких птиц и животных мы с вами говорили на уроке. Поможет нам таблица, которую надо заполнить. Пользуясь таблицей, записанной на доске, вспомните, какие звери бодрствуют зимой. Из перечисленных птиц назовите тех, которые только на зиму прилетают к нам. Самооценка. Заполните лист самооценки работы на уроке. Анкета самоанализа На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным | Учитель проводит рефлексию. | Дети выполняют анкету самоанализа. |